Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Салахова В. Б. Личностно-адаптационный потенциал как фактор, определяющий формирование Эффективных стратегий поведения осужденных, получающих высшее профессиональное образование // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 1. С. 34-40. DOI: 10.18500/2304-9790-2013-2-1-34-40

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 112)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
001.5-057.875(08)

Личностно-адаптационный потенциал как фактор, определяющий формирование Эффективных стратегий поведения осужденных, получающих высшее профессиональное образование

Авторы: 
Салахова Валентина Борисовна, Ульяновский государственный университет
Аннотация: 

Представлены результаты лонгитюдного исследования личностно-адаптационного потенциала осужденных в исправительном учреждении. Личностно-адаптационный потенциал рассмотрен как фактор, определяющий формирование эффективных стратегий поведения осужденных в условиях отбывания наказания. Исследование выполнено на пропорционально подобранной выборке осужденных за особо тяжкие преступления, обучающихся в вузе г. Новоульяновска (с использованием телекоммуникационных технологий) и необучающихся осужденных (n = 185; в возрасте 30 лет; средний срок наказания – 5 лет 3 месяца). Применение многофакторного личностного опросника (МЛО) «Адаптивность» А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина, методов наблюдения, контент-анализа документов осужденных, сравнительного и корреляционного анализов позволило выявить низкую представленность в исследуемых выборках таких показателей адаптивности, как: «поведенческая регуляция», «коммуникативный потенциал», «моральная нормативность». Выявлены межгрупповые различия по ряду показателей адаптивности (коммуникативный потенциал, моральная нормативность), имеющих наибольшую выраженность у осужденных, включенных в образовательный процесс. Автор приходит к выводу, что в процессе получения высшего профессионального образования у осужденных возрастает эффективность адаптационных процессов. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в консультативной практике психологических служб в системе исполнения наказания. 

Список источников: 

1. Антонян Ю. М. Преступное поведение и психические аномалии. М., 1998. 214 с.

2. Деев В. Г. Экспериментальные методы изучения направленности личности осужденных. Рязань, 1979. 138 с.

3. Пастушеня А. Н. Комплекс факторов формирования готовности личности осужденного к нормоправному образу жизни // Совершенствование воспитательной деятельности органов, исполняющих наказание : сб. науч. тр. Рязань, 1992. С. 136–145.

4. Пирожков В. Ф. Психические состояния человека, лишенного свободы. М., 1968. 42 с.

5. Ратинов А. Р. Правовая психология и преступное поведение. Красноярск, 1988. 256 с.

6. Ушатиков А. И. Введение в пенитенциарную психологию. Рязань, 1998. 195 с.

7. Хохряков Г. Ф. Ценностные ориентации и их влияние на противоправное поведение осужденных // Социально-психологические и правовые проблемы профилактики правонарушений в ИТУ : сб. науч. тр. Рязань, 1982. С. 102–111.

8. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М., 1976. 269 с.

9. Александрова Л. А. К Концепции жизнестойкости в психологии. URL: http://institut.smysl.ru/article/alekseeva.php (дата обращения: 22.03.2012).

10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. 302 с.

11. Карпенко М. П. Телеобучение. М., 2008. 800 с.

12. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие. Самара, 2001. 558 с.

Опубликована: 
12.03.2013
Краткое содержание:
(загрузок: 74)