Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Назарова Р. З., Никитина Г. А. Культура иноязычного общения в структуре профессионально-методической компетенции будущего учителя // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 2. С. 102-111. DOI: 10.18500/2304-9790-2020-9-2-102-111

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 121)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
378:316.77

Культура иноязычного общения в структуре профессионально-методической компетенции будущего учителя

Авторы: 
Назарова Раиса Зифировна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Никитина Галина Александровна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Необходимость формирования культуры иноязычного общения при подготовке учителей иностранного языка определяется, с одной стороны, значимостью аутентичного речевого поведения в рамках межкультурного общения и комплексным характером коммуникативной компетенции, которая является важным элементом профессионально-педагогической компетентности учителя, – с другой. Целью исследования стала разработка и экспериментальная проверка эффективности методической системы упражнений, нацеленных на формирование культуры иноязычного общения будущего педагога. Выявлены три компонента профессиональной коммуникативной компетенции будущего учителя – коммуникативный, деятельностный и мотивационный. На этой основе в качестве ведущего методического принципа разработанной системы выделен коммуникативно-когнитивный метод обучения иностранным языкам. Разработанная система включала в себя три группы упражнений: собственно коммуникативные, переводческие, интерактивные и информационные творческие упражнения. В экспериментальном обучении была задействована группа студентов факультета иностранных языков и лингводидактики Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского (14 человек – контрольная группа, 13 человек – экспериментальная группа, уровень исходного владения языком в обеих группах – B1–B2). Оценивание уровня сформированности культуры иноязычного общения на этапе констатирующего и контрольного тестирования проводилось по трем основным критериям – теоретическому, практическому и творческому. Система оценки результатов включала в себя три уровня – начальный (базовый), достаточный (средний), оптимальный. Полученные эмпирические данные показали, что в экспериментальной группе наблюдаются более существенное снижение показателей начального уровня по всем трем критериям и более значительный рост показателей оптимального уровня. Эффективность разработанной системы, таким образом, связана с усилением положительной динамики результатов обучения и ростом мотивации студентов.

Список источников: 

1. Mamiala D ., Mji A., Simelane-Mnisi S. Teacher Competency in Relation to Other Teacher Competencies in Teaching Geometry [Электронный ресурс] // EDULEARN19 Proceedings : 11 International Conference on Education and New Learning Technologies. Palma, Spain, 2019. P. 5421–5428. 2019. URL: https://library.iated.org/view/MAMIALA2019TEA (дата обращения: 23.08.2019). DOI: https://doi.org/10.21125/edulearn.2019.1330
2. Supporting teacher competence development for better leaning outcome [Электронный ресурс] // European Commission. Education and Training. 2013. 59 p. URL: https://ec.europa.eu/assets/eac/education/expertsgroups/2011-2013/teache... (дата обращения: 17.09.2019). DOI: https://doi.org/10.21125/edulearn.2019.1330
3. Самсонова Н. А. Методическая компетенция преподавателя английского языка // Актуальные проблемы лингводидактики и лингвистики в контексте современных исследований : сб. статей участников Всерос. науч.-практ. конф. (Арзамас, 10 апреля 2017 г.) / науч. ред. Л. Н. Набилкина, отв. ред. Д. Л. Морозов. Арзамас : Арзамасский филиал ННГУ, 2017. 251 с. С. 144–149.
4. Richards J. C. Competence and Performance in Language Teaching [Электронный ресурс]. 59 с. URL: https://www.professorjackrichards.com/wp-content/uploads/competence-and-... (дата обращения: 27.10.2019).
5. Uvanney M. ‘I’d worry about how to teach it’: British values in English classrooms // Journal of Education for Teaching. 2016. Vol. 42, no. 3. P. 314–328. DOI: https://doi.org/10.1080/02607476.2016.1184462
6. Никитина Г. А. Формирование профессиональной коммуникативной компетенции будущего учителя. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2016. 112 с.
7. Степанова Т. Ю. Особенности реализации коммуникативного подхода в обучении иностранным языкам // Психология и педагогика : методика и проблемы практического применения. 2011. № 20. С. 147–151.
8. Белоус Е. Н., Ерофеева М. А. Особенности профессиональной коммуникативной компетентности педагогов в предметном общении с обучающимися // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 126–140. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2019.4.11
9. Мадиярова А. Т., Чингисова А. А. К вопросу о формировании профессиональной компетенции преподавателя иностранного (английского) языка // Вестн. КазНУ. 2018. №3 (149). С. 196–200.
10. ШкеринаЛ. В.Методика выявления и оценивания уровня сформированностипрофессиональных компетенцийстудентов – будущих учителей математики : учеб. пособие. Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2015. 264 с.
11. Developing and assessing intercultural communicative competence : A guide for language teachers and teacher educators / ed. by I. Lazar, M. Hiber-Kriegler, D. Lussier, Y. S. Matei, C. Peck. Graz, 2007. European centre for Modern Languages and Council of Europe Publishing, 2007. 43 p. [Электронный ресурс]. URL: http://archive.ecml.at/mtp2/publications/B1_ICCinTE_E_internet.pdf (дата обращения: 15.09.2019).
12. Tench R., Zerfass A., Verhoeven P., Verčič D., Moreno A., Okay A. Communication Management Competencies for European Practitioners. Leeds, UK: Leeds Metropolitan University, 2013. 93 p. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ecopsi. org.uk/ecopsi/fi les/Ecopsi_CMC_ Booklet.pdf (дата обращения: 15.09.2019).
13. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Электронный ресурс]. URL: http://psychology_pedagogy.academic.ru/ (дата обращения: 12.09.2019).
14. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / ред. Э. Г. Азимова, А. Н. Щукина. М. : Изд-во «ИКАР», 2009. 448 с.
15. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М. : Сов. энцикл., 1990. 682 с.
16. Сиротина О. Б. Речевая культура // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. М. : Флинта, Наука, 2003 [Электронный ресурс]. URL: https://slovar.wikireading.ru/3250089 (дата обращения: 12.02.2019).
17. Фарисенкова Л. В. Уровни коммуникативной компетенции в теории и на практике. М. : Изд-во «Гуманитарий», 2000. 266 с.
18. Карабутова Е. А. Современные методологические концепции обучения студентов вуза профессиональной речевой деятельности на иностранном языке // Вестн. ВГУ. Сер. : Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 1. С. 200–206.
19. Анненкова А. В. Межкультурная коммуникативная компетенция как цель обучения иностранным языкам в языковом вузе // Изв. РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. № 102. С. 121–125.
20. Еловская С. В., Черняева Т. Н. Интерактивное обучение в высшем образовании // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 1. С. 83–87. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-1-83-87

Опубликована: 
01.06.2020