Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Домбровскис В., Чапулис С., Гусева С. Инклюзивное образование в Латвии для детей с функционально-двигательными особенностями в контексте устойчивого развития // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 4. С. 300-306. DOI: 10.18500/2304-9790-2015-4-4-300-306

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 29)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159

Инклюзивное образование в Латвии для детей с функционально-двигательными особенностями в контексте устойчивого развития

Авторы: 
Домбровскис Валерий, Даугавпилсский университет
Чапулис Сергей, Даугавпилсский университет
Гусева Светлана, Даугавпилсский университет
Аннотация: 

В статье изложены данные теоретического анализа актуальных аспектов проблемы инклюзии детей с функционально-двигательными особенностями лёгкой степени тяжести в общеобразовательной основной сельской школе в контексте устойчивого развития. Рассматривается проблема низкостатусности учащихся с функционально-двигательными особенностями лёгкой степени тяжести во взаимодействии с одноклассниками. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке 30 учеников 7–9 классов основной школы в возрасте 13–17 лет, с применением диагностического инструментария: опросника «Шкала доброжелательности» Д. Кэмпбелла и метода социометрии. Установлено, что во всех классах ситуация с учениками с функционально-двигательными особенностями лёгкой степени тяжести идентична – они находятся в статусе «отверженных» с низким баллом доброжелательности к окружающим и, напротив, с более высоким показателем доброжелательности к ним со стороны одноклассников на уровне статистически значимых различий. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в разработке психолого-педагогических технологий поддержки и сотрудничества при вовлечении родителей в воспитательный процесс с целью гармонизации обучения.

Список источников: 

1. Booth T., Ainscow M. The index for inclusion : developing learning and participation in schools. 3rd ed. Bristol, 2011. 190 p.
2. Children in Latvia. 2014 // Central Statistical Bureau of Latvia. Riga. 2014. 94 p.
3. Селиванова Ю. В., Мясникова Л. В. Ресурсный центр как современная модель психолого-педагогического и социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 1 (13). С. 90–93.
4. Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру / пер. с англ. А. Б. Риэрдон. М., 2001. 304 с.
5. Григорьева М. В., Шамионов Р. М. Временные соотношения субъектных и личностных проявлений в адаптационном процессе // Изв. Волгоград. пед. ун-та. Сер. Педагогические науки. 2009. № 9 (43). С. 127–130.
6. Социально-психологическая технология «Толерантное общение и взаимодействие» : пособие для психологов, специалистов социальной работы и воспитателей школ- интернатов / под науч. ред. Н. А. Цветковой. Псков, 2007. 300 с.
7. Толстых Н. Н., Кондратьев М. Д. Особенности интенциональности личности разностатусных подростков // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 2. С.90–104.
8. Шамионов Р. М., Григорьева М. В. Психология социальной активности молодёжи : проблемы и риски. Саратов, 2012. 384 с.
9. Азизов А. А., Акиншина Н. Г. Образование в интересах устойчивого развития. Ташкент, 2009. 142 с.

Опубликована: 
25.12.2015
Краткое содержание:
(загрузок: 16)