Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Белинская Е. П. Информационная социализация в поликультурном пространстве // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 3. С. 253-259. DOI: 10.18500/2304-9790-2014-3-3-253-259

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 61)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.6

Информационная социализация в поликультурном пространстве

Авторы: 
Белинская Елена Павловна, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Аннотация: 

В статье рассматриваются актуальные проблемы информационной социализации применительно к ее подростковому этапу. Доказывается, что новые информационные технологии являются сегодня одновременно и средством, и средой социального развития личности в подростковом и юношеском возрасте. Утверждается, что новое, информационное, содержание выражается в динамике различных сфер подростковой социализации. Вопервых, изменяется сам коммуникативный опыт подростка в силу возникновения и все большего распространения «компьютерного» языка, который не только включает в себя новые лексикофразеологические особенности, но и провоцирует создание и распространение новых норм коммуникации. Вовторых, активное участие в интернеткоммуникации расширяет для ее участников возможности ролевого экспериментирования и, соответственно, провоцирует изменения их социоролевого опыта. Втретьих, возможности одновременного включения в различные сетевые сообщества создают активному пользователю условия для максимально управляемой самопрезентации. Дается общая характеристика сетевых сообществ как новых групп социализации на этапе отрочества, их сходства и различий с реальными группами принадлежности. В заключение определяются возможные направления социальнопсихологических исследований информационной социализации подростков, связанные с решением ряда вопросов: выяснения того, как сказывается опыт компьютерноопосредованной коммуникации на содержательной стороне общения подростков в социальной реальности; определения личностных предикторов активного пользования в подростковом возрасте; изучения соотношения и взаимовлияния подросткового социального самоопределения и конструирования идентичности в реальной и виртуальной среде. Подчеркивается недостаточность и неоднозначность имеющихся эмпирических данных, задающих необходимость дальнейших исследований. 

Список источников: 
  1. Бабанин Л. Н., Войскунский А. Е., Смыслова О. В. Интернет в психологическом исследовании // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 2003. №3. С. 79–95.
  2. Войскунский А. Е. Психология и Интернет. М., 2010. 439 с.
  3. Белинская Е. П. Психология интернет-коммуникации: учеб. пособие. М. ; Воронеж, 2013. 192 с.
  4. Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность: сб. ст. / под ред. В. Л. Волохонского, Ю. Е. Зайцевой, М. М. Соколова. СПб., 2006. 199 с.
Опубликована: 
06.10.2014
Краткое содержание:
(загрузок: 41)