Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Шилова С. А. Формирование гибких навыков средствами микрогрупповых форм работы при обучении иностранному языку в вузе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 4. С. 374-380. DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-4-374-380

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 107)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
378.147

Формирование гибких навыков средствами микрогрупповых форм работы при обучении иностранному языку в вузе

Авторы: 
Шилова Светлана Алексеевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Изложены результаты теоретического анализа условий формирования гибких навыков, свя- занных с преодолением основных противоречий традиционного способа обучения, заключа- ющихся в индивидуальном характере обучения и доминировании фронтальных форм работы, препятствующих развитию коммуникативных компетенций. Приведены наиболее востре- бованные гибкие навыки, обусловливающие профессиональный успех выпускника высшей школы. Среди них: навыки коммуникации, командной работы и критического мышления. Рассматривается вопрос о несоответствии традиционного способа обучения потребностям и ожиданиям современного поколения студентов и работодателей. Изложены особенности двух образовательных парадигм, предложенных В. К. Дьяченко (переход на коллективные средства обучения) и А. А. Вербицким (контекстное обучение), призванных преодолеть име- ющиеся противоречия современной системы образования. Обоснована необходимость ис- пользования микрогрупповых форм организации учебной деятельности как эффективного инструмента формирования наиболее актуальных гибких навыков. Показаны преимущества данной формы обучения, заключающиеся в воспроизведении реальной ситуации общения, создания эмоционально комфортной атмосферы, возможности перераспределения ролей преподавателя и студента и использования альтернативных методов контроля, направлен- ных на повышение мотивации и развитие такого гибкого навыка, как критическое мышление. Описаны особенности организации и стратегии планирования микрогрупповой работы в кон- тексте обучения иностранному языку студентов высшей школы.

Список источников: 

1. Вербицкий А. А. Становление новой образовательной парадигмы в российском образовании // Образование и наука. 2012. № 60. C. 5–18. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-6-5-18

2. Дьяченко В. К. Дидактика : в 2 т. М., 2006. T. 1. 400 с.

3. Чуланова О. Л. Социально-психологические аспекты управления : эмоциональная компетентность руководителя в структуре soft skills (значение, подходы, методы диагностики и развития) // Науковедение : интернетжурн. 2017. Т. 9, № 1. URL: http://naukovedenie.ru/pdf/07evn117.pdf (дата обращения: 29.08. 2017).

4. Ивонина А. И., Чуланова О. Л., Давлетшина Ю. М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль, soft skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии студентов // Науковедение : интернет-журн. 2017, Т. 9, № 1. URL: http://naukovedenie.ru/pdf/07evn117.pdf (дата обращения: 29.08. 2017).

5. Яркова Т. А., Черкасова И. И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2016. Т. 2, № 4. С. 222–234. DOI: https://doi.org/10.21684/2411-197X-2016-2-4-222-234.

6. Cambridge Dictionary. URL: http://dictionary.cambridge. org/dictionary/english/soft-skills (дата обращения: 29.08. 2017).

7. Collins Dictionary. URL: http://www.collinsdictionary.com/dictionary/english/soft-skills (дата обращения: 29.08.2017).

8. Богдан Е. С. Развитие у студентов инженерных направлений soft skills как важный фактор их конкурентоспособности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 2–4. С. 17–20.

9. Галажинский Э. В. Высшая школа : чему не учат в университетах // Ведомости. 2017. № 4377. URL: http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2017/08/03/727760-ne-uchat-v-un... (дата обращения: 29.08.2017).

10. Дюгай Е. Е., Гущина Л. А. Формирование компетенций : миф или реальность // Педагогическое мастерство : материалы Междунар. науч. конф. М., 2012. С. 7–12.

11. Клюев А. К., Яшин А. А. Программы предпринимательского образования в современном университете // Высшее образование в России. 2016. № 1 (197). С. 22–33.

12. Klaus P. Communication breakdown // California Job Journal. 2010. № 28. P. 1–9.

13. Watts M., Watts R. K. Developing Soft Skills in Students. 2008. URL: http://108.cgpublisher.com/proposals/64/index_html (дата обращения: 29.08.2017).

14. OECD (2015), Skills for Social Progress : The Power of Social and Emotional Skills, OECD Skills Studies, OECD Publishing. URL: http://dx.doi.org/10.1787/9789264226159-en (дата обращения: 29.08.2017).

15. Гриффин П. Школам нужны аналитики. URL: http://www.edutainme.ru/post/griffin/ (дата обращения: 29.08.2017).

16. Давыдова В. Слушать, говорить и договариваться : что такое soft skills и как их развивать. URL: http://theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills (дата обращения: 29.08.17).

17. Вербицкий А. А. Контекстное обучение в компетентностном подходе // Высшее образование в России. 2006. № 11. С. 39–46.

18. Шилова С. А. Актуализация и совершенствование навыков говорения посредством парной и групповой форм работы // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации : материалы докл. VIII Междунар. конф. Саратов, 2016. С. 491–497.

19. Kozar O. Towards Better Group Work : Seeing the difference between Cooperation and Collaboration // English Teaching Forum. 2010. Vol. 48, № 2. P. 16–23.

20. Rhoades G. Minimizing the chaos through cooperative classroom management // English Teaching Forum. 2013. Vol. 51, № 4. P. 28–34.

Опубликована: 
29.12.2017