Образец для цитирования:

Савенышева С. С., Смирнова Н. Н., Жаркова А. В. Эмоциональная саморегуляция дошкольников и детско-родительские отношения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 1. С. 48-57. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-1-48-57


УДК: 
159.922
Язык публикации: 
русский

Эмоциональная саморегуляция дошкольников и детско-родительские отношения

Аннотация: 

Цель исследования, представленного в статье, состоит в изучении особенностей стратегий эмоциональной саморегуляции (ЭС) дошкольников в связи с особенностями эмоционального детско-родительского взаимодействия и отклонениями в воспитании родителей. Предположительно развитие эмоциональной саморегуляции дошкольника зависит от его пола; отрицательно окрашенное и не поддерживающее взаимодействие родителей с ребенком определяют менее зрелые способы ЭС дошкольников; взаимосвязь стратегий ЭС и детско-родительских отношений зависит от пола ребенка и родителя. В исследовании приняли участие 143 дошкольника в возрасте 5–7 лет (М = 6,0), из которых 75 мальчиков и 67 девочек, 218 родителей (140 матерей и 80 отцов) и 8 воспитателей. Для изучения особенностей саморегуляции были использованы методика «Диагностика эмоциональной саморегуляции дошкольника» (Н. Н. Смирнова, С. С. Савенышева) и анкеты диагностики стратегий эмоциональной саморегуляции дошкольников для родителей и для воспитателей; для изучения детско-родительских отношений использовались «Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия» (А. И. Захарова), методика «Анализ семейного воспитания» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис). Показано, что в старшем дошкольном возрасте конструктивные стратегии уже преобладают над неконструктивными. Девочки в старшем дошкольном возрасте характеризуются более конструктивными и более зрелыми стратегиями эмоциональной саморегуляции по сравнению с мальчиками. Выявлено, что большая частота использования дошкольниками конструктивных стратегий эмоциональной саморегуляции определяется принятием и близостью с ребенком со стороны матери, ее родительской зрелостью и позитивным фоном эмоционального взаимодействия с отцом. Использование дошкольниками поведенческих стратегий эмоциональной саморегуляции связано с позитивным эмоциональным фоном взаимодействия обоих родителей, эмоциональной поддержкой со стороны матери, а также с низкой выраженностью проекции на ребенка нежелательных качеств матерью.

Библиографический список

1. Penela E. C., Walker O. L., Degnan K. A., Fox N. A., Henderson H. A. Early Behavioral Inhibition and Emotion Regulation: Pathways Toward Social Competence in Middle Childhood // Child Development. 2015. Vol. 86, iss. 4. Р. 1227‒1240. DOI: https://doi.org/10.1111/cdev.12384
2. Ошкина А. А., Цыганкова И. Г. Формирование эмоциональной саморегуляции у старших дошкольников : учеб.-метод. пособие. М. : Центр педагогического образования, 2015. 128 с.
3. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков / пер. с англ. М. Васильева [и др.]. СПб. : Прайм-Еврознак ; М. : Олма-Пресс, 2004. 250 с.
4. Савенышева С. С. Эмоциональная саморегуляция : подходы к определению в зарубежной психологии // Интернет-журнал «Мир науки». 2019. № 1. URL: https://mir-nauki.com/09psmn119.html (дата обращения: 15.08.2019).
5. Eisenberg N., Spinrad T. L. Emotion-Related Regulation: Sharpening the Defi nition // Child Development. 2004. Vol. 75, № 2. Р. 334‒339. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.2004.00674.x
6. Изотова Е. И. Динамика эмоционального развития современных дошкольников // Мир психологии. 2015. № 1 (81). С. 65‒76.
7. Sala M. N., Pons F., Molina P. Emotion Regulation Strategies in Preschool Children // British Journal of Developmental Psychology. 2014. Vol. 32, № 4. Р. 440–453. DOI: https://doi.org/10.1111/bjdp.12055
8. Eisenberg N., Spinrad T. L., Cumberland A. J. The Socialization of Emotion : Reply to Commentaries // Psychological Inquiry. 1998. Vol. 9. Р. 317‒333. DOI: https://doi.org/10.1207/s15327965pli0904_17
9. Cole P. M., Michel M. K., Teti L. O. The Development of Emotion Regulation and Dysregulation : A Clinical Perspective // Monographs of the Society for Research in Child Development. 1994. Vol. 59, № 2‒3. Р. 73‒102.
10. Eisenberg N., Cumberland A., Spinrad T. L. Parental Socialization of Emotion // Psychological Inquiry. 1998. Vol. 9, № 4. Р. 241‒273. DOI: https://doi.org/10.1207/s15327965pli0904_1
11. Gottman J. M., Katz L. F., Hooven C. Meta-Emotion: How Families Communicate Emotionally. Mahwah, NJ : Erlbaum, 1997. 366 p.
12. Jones S., Eisenberg N., Fabes R. A., MacKinnon D. P. Parents’ Reactions to Elementary School Children’s Negative Emotions : Relations to Social and Emotional Functioning at School // Merrill-Palmer Quarterly. 2002. Vol. 48, № 2. Р. 133–159. DOI: http://dx.doi.org/10.1353/mpq
13. Grusec J. E., Davidov M. Socialization in the Family : The Roles of Parents // Handbook of Socialization : Theory and Research / eds. J. E. Grusec, P. D. Hastings. New York, NY, US : Guilford Press, 2007. P. 284‒308.
14. Shewark E., Blandon A. Mothers’ and Fathers’ Emotion Socialization and Children’s Emotion Regulation : A Within-Family Model // Social Development. 2014. Vol. 24, iss. 2. Р. 266–284. DOI: https://doi.org/10.1111/sode.12095
15. Lavi I., Katz L. F., Ozer E. J., Gross J. J. Emotion Reactivity and Regulation in Maltreated Children : A Meta-Analysis // Child Development. 2019. Vol. 90, № 5. Р. 1503‒1524. DOI: https://doi.org/10.1111/cdev.13272
16. Brumariu L. E. Parent-Child Attachment and Emotion Regulation // New Directions for Child and Adolescent Development. 2015. № 148. Р. 31–45. DOI: https://doi.org/10.1002/cad.20101
17. Abraham M., Kerns K. Positive and Negative Emotions and Coping as Mediators of Mother-Child Attachment and Peer Relationships // Merrill-Palmer Quarterly. 2013. Vol. 59, iss. 4. Р. 399–425. DOI: https://doi.org/10.1353/mpq.2013.0023
18. Brenning K. M., Soenens B., Braet C., Bosmans G. Attachment and Depressive Symptoms in Middle Childhood and Early Adolescence : Testing the Validity of the Emotion Regulation Model of Attachment // Personal Relationships. 2012. Vol. 19, № 3. Р. 445–464. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1475-6811.2011.01372.x
19. Ştefan C. A., Avram J., Miclea M. Children’s Awareness Concerning Emotion Regulation Strategies: Effects of Attachment Status // Social Development. 2017. Vol. 26, № 4. Р. 694–708. DOI: https://doi.org/10.1111/sode.12234
20. Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи. М. : Академия, 2007. 432 с.

Полный текст в формате PDF (на русском языке):
(downloads: 17)
Краткое содержание (на английском языке):
(downloads: 15)