Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Савенышева С. С., Смирнова Н. Н., Жаркова А. В. Эмоциональная саморегуляция дошкольников и детско-родительские отношения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 1. С. 48-57. DOI: 10.18500/2304-9790-2020-9-1-48-57

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 286)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.922

Эмоциональная саморегуляция дошкольников и детско-родительские отношения

Авторы: 
Савенышева Светлана Станиславовна, Санкт-Петербургский государственный университет
Смирнова Наталья Николаевна, Санкт-Петербургский государственный университет
Жаркова Александра Владиславовна, Санкт-Петербургский государственный университет
Аннотация: 

Цель исследования, представленного в статье, состоит в изучении особенностей стратегий эмоциональной саморегуляции (ЭС) дошкольников в связи с особенностями эмоционального детско-родительского взаимодействия и отклонениями в воспитании родителей. Предположительно развитие эмоциональной саморегуляции дошкольника зависит от его пола; отрицательно окрашенное и не поддерживающее взаимодействие родителей с ребенком определяют менее зрелые способы ЭС дошкольников; взаимосвязь стратегий ЭС и детско-родительских отношений зависит от пола ребенка и родителя. В исследовании приняли участие 143 дошкольника в возрасте 5–7 лет (М = 6,0), из которых 75 мальчиков и 67 девочек, 218 родителей (140 матерей и 80 отцов) и 8 воспитателей. Для изучения особенностей саморегуляции были использованы методика «Диагностика эмоциональной саморегуляции дошкольника» (Н. Н. Смирнова, С. С. Савенышева) и анкеты диагностики стратегий эмоциональной саморегуляции дошкольников для родителей и для воспитателей; для изучения детско-родительских отношений использовались «Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия» (А. И. Захарова), методика «Анализ семейного воспитания» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис). Показано, что в старшем дошкольном возрасте конструктивные стратегии уже преобладают над неконструктивными. Девочки в старшем дошкольном возрасте характеризуются более конструктивными и более зрелыми стратегиями эмоциональной саморегуляции по сравнению с мальчиками. Выявлено, что большая частота использования дошкольниками конструктивных стратегий эмоциональной саморегуляции определяется принятием и близостью с ребенком со стороны матери, ее родительской зрелостью и позитивным фоном эмоционального взаимодействия с отцом. Использование дошкольниками поведенческих стратегий эмоциональной саморегуляции связано с позитивным эмоциональным фоном взаимодействия обоих родителей, эмоциональной поддержкой со стороны матери, а также с низкой выраженностью проекции на ребенка нежелательных качеств матерью.

Список источников: 

1. Penela E. C., Walker O. L., Degnan K. A., Fox N. A., Henderson H. A. Early Behavioral Inhibition and Emotion Regulation: Pathways Toward Social Competence in Middle Childhood // Child Development. 2015. Vol. 86, iss. 4. Р. 1227‒1240. DOI: https://doi.org/10.1111/cdev.12384
2. Ошкина А. А., Цыганкова И. Г. Формирование эмоциональной саморегуляции у старших дошкольников : учеб.-метод. пособие. М. : Центр педагогического образования, 2015. 128 с.
3. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков / пер. с англ. М. Васильева [и др.]. СПб. : Прайм-Еврознак ; М. : Олма-Пресс, 2004. 250 с.
4. Савенышева С. С. Эмоциональная саморегуляция : подходы к определению в зарубежной психологии // Интернет-журнал «Мир науки». 2019. № 1. URL: https://mir-nauki.com/09psmn119.html (дата обращения: 15.08.2019).
5. Eisenberg N., Spinrad T. L. Emotion-Related Regulation: Sharpening the Defi nition // Child Development. 2004. Vol. 75, № 2. Р. 334‒339. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.2004.00674.x
6. Изотова Е. И. Динамика эмоционального развития современных дошкольников // Мир психологии. 2015. № 1 (81). С. 65‒76.
7. Sala M. N., Pons F., Molina P. Emotion Regulation Strategies in Preschool Children // British Journal of Developmental Psychology. 2014. Vol. 32, № 4. Р. 440–453. DOI: https://doi.org/10.1111/bjdp.12055
8. Eisenberg N., Spinrad T. L., Cumberland A. J. The Socialization of Emotion : Reply to Commentaries // Psychological Inquiry. 1998. Vol. 9. Р. 317‒333. DOI: https://doi.org/10.1207/s15327965pli0904_17
9. Cole P. M., Michel M. K., Teti L. O. The Development of Emotion Regulation and Dysregulation : A Clinical Perspective // Monographs of the Society for Research in Child Development. 1994. Vol. 59, № 2‒3. Р. 73‒102.
10. Eisenberg N., Cumberland A., Spinrad T. L. Parental Socialization of Emotion // Psychological Inquiry. 1998. Vol. 9, № 4. Р. 241‒273. DOI: https://doi.org/10.1207/s15327965pli0904_1
11. Gottman J. M., Katz L. F., Hooven C. Meta-Emotion: How Families Communicate Emotionally. Mahwah, NJ : Erlbaum, 1997. 366 p.
12. Jones S., Eisenberg N., Fabes R. A., MacKinnon D. P. Parents’ Reactions to Elementary School Children’s Negative Emotions : Relations to Social and Emotional Functioning at School // Merrill-Palmer Quarterly. 2002. Vol. 48, № 2. Р. 133–159. DOI: http://dx.doi.org/10.1353/mpq
13. Grusec J. E., Davidov M. Socialization in the Family : The Roles of Parents // Handbook of Socialization : Theory and Research / eds. J. E. Grusec, P. D. Hastings. New York, NY, US : Guilford Press, 2007. P. 284‒308.
14. Shewark E., Blandon A. Mothers’ and Fathers’ Emotion Socialization and Children’s Emotion Regulation : A Within-Family Model // Social Development. 2014. Vol. 24, iss. 2. Р. 266–284. DOI: https://doi.org/10.1111/sode.12095
15. Lavi I., Katz L. F., Ozer E. J., Gross J. J. Emotion Reactivity and Regulation in Maltreated Children : A Meta-Analysis // Child Development. 2019. Vol. 90, № 5. Р. 1503‒1524. DOI: https://doi.org/10.1111/cdev.13272
16. Brumariu L. E. Parent-Child Attachment and Emotion Regulation // New Directions for Child and Adolescent Development. 2015. № 148. Р. 31–45. DOI: https://doi.org/10.1002/cad.20101
17. Abraham M., Kerns K. Positive and Negative Emotions and Coping as Mediators of Mother-Child Attachment and Peer Relationships // Merrill-Palmer Quarterly. 2013. Vol. 59, iss. 4. Р. 399–425. DOI: https://doi.org/10.1353/mpq.2013.0023
18. Brenning K. M., Soenens B., Braet C., Bosmans G. Attachment and Depressive Symptoms in Middle Childhood and Early Adolescence : Testing the Validity of the Emotion Regulation Model of Attachment // Personal Relationships. 2012. Vol. 19, № 3. Р. 445–464. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1475-6811.2011.01372.x
19. Ştefan C. A., Avram J., Miclea M. Children’s Awareness Concerning Emotion Regulation Strategies: Effects of Attachment Status // Social Development. 2017. Vol. 26, № 4. Р. 694–708. DOI: https://doi.org/10.1111/sode.12234
20. Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи. М. : Академия, 2007. 432 с.

Опубликована: 
05.04.2020