Образец для цитирования:

Захарова И. В. Доверие к педагогу как фактор его воспитательного влияния // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 2. С. 176-182. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-2-176-182


УДК: 
37.017.42:37.07
Язык публикации: 
русский

Доверие к педагогу как фактор его воспитательного влияния

Аннотация: 

В статье ставится проблема снижения доверия к педагогу в отечественном образовании. Доверие рассматривается как экзистенциальное условие социального влияния. Актуальность исследования обусловлена снижением воспитательного влияния системы образования на современных школьников. Цель исследования – анализ условий и последствий доверия и недоверия к педагогу в практике отечественной системы образования. Выдвигается гипотеза об обусловленности доверия к педагогу как индивидуальными особенностями педагога и воспитанника, характером их общения, так и социальным контекстом педагогического взаимодействия, в частности доверием общества к си- стеме образования. Предполагается, что доверие или недоверие к конкретному учителю отражает общее восприятие ребенком, родителями, обществом школы и системы образования. Такое понимание проблемы соответствует тренду полисубъектности современного воспитания, обоснованному в ряде исследований. Приведен теоретический подход к проблеме доверия к педагогу, изложенный в гуманистических концепциях воспитания, психолого-педагогических и социальных исследованиях. Указано на решающую роль доверия к педагогу для формирования, существования и развития детско-взрослой общности. Обосновано влияние общественного мнения на отношение школьников к системе образования и учителю. Проанализированы психолого- педагогические и организационно-административные факторы доверия и недоверия к педагогу. Описаны прямые и косвенные последствия отсутствия доверия к педагогу. Изложен ряд выводов в результате социологического опроса учащихся 11-х классов в Ульяновской области, проведенного на базе 16 школ областного центра и 16 районных школ. Структура выборки соответствует демографической структуре региона. Приведены примеры негативизма и эмоционального отторжения школы у учащихся выпускных классов. Анализ ответов на основе U-критерия Манна–Уитни выявил различия между выборками девочек и мальчиков, школ рядовых и повышенного уровня обучения. На основании проведенного исследования определены условия для формирования доверия к педагогу в детско-взрослой общности и направления дальнейшего изучения проблемы.

Библиографический список

1. Шустова И. Ю. Воспитание в детско-взрослой общности. М., 2018. 176 с.
2. Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания и обучения: опыт популярной монографии. М., 2004. 299 с.
3. Степанов П. В. Доверие, эмоциональная поддержка, конструктивная помощь : три кита управления воспитанием // Портал доверия : сб. науч.-практ. статей / под ред. С. Д. Полякова, А. П. Мальцевой, Л. П. Шустовой. Ульяновск, 2016. 149 с.
4. Изменяющаяся теория воспитания : проблемы и перспективы развития / под ред. Н. Л. Селивановой, П. В. Степанова. М., 2017. 108 с.
5. Григорьев Д. В. Детско-взрослая общность в образовании : не потерять смысл // Народное образование. 2015. № 4. С. 167–170.
6. Шустова И. Ю. Детско-взрослая общность как условие становления ценностно-смысловой ориентации ребенка // Вестн. Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та. Сер. IV : Педагогика. Психология. 2013. № 1 (28). С. 51–61.
7. Ясницкая В. Р. Микроклимат детской общности как фактор социализации и индивидуализации школьника // Новые ценности образования. 2005. Т. 21, № 2. С. 120–126.
8. Ясницкая В. Р. Теория и методика повышения воспитательного потенциала организационной культуры школы // Воспитательные инновации : сб. науч. и метод. работ. Ульяновск, 2008. С. 47–56.
9. Абрамова М. А., Фарника М. Детерминанты трансформации системы образования как социального института // Вестн. Нижневартовского гос. ун-та. 2018. № 2. С. 3–7.
10. Анисимова Т. С., Асеева Е. М., Вареникова Е. В. Восстановление доверия как ресурс преодоления негативных явлений в образовании // Изв. Южн. федер. ун-та. Педагогические науки. 2015. № 3. С. 23–30.
11. Собкин В. С., Калашникова Е. А. К вопросу о педагогическом авторитете // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 1. С. 88–107. DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2016070107.
12. Перспективы и механизмы развития воспитательного потенциала российского учительства / под ред. Н. Л. Селивановой, П. В. Степанова. М., 2010. 177 с.
13. Демакова И. Д. Воспитательная деятельность педагога в условиях парадигмального сдвига : методологический аспект // Образование и саморазвитие. 2013. № 4. C. 22–30.
14. Кремень Ф. М., Кремень С. А. Учитель как ролевая модель в профессиональном самоопределении школьников // Журн. пед. исследований. 2017. Т. 2, № 6. С. 13–21.
15. Новикова Л. И. Педагогика воспитания : избранные педагогические труды // Журн. заместителя директора школы по воспитательной работе. 2017. № 8. С. 3–59.
16. Управление качеством образования : Практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М. М. Поташника. М., 2000. 448 с.
17. Постановление Правительства РФ № 1642 от 26.12.2017 «Об утверждении Государственной Программы Российской Федерации «Развитие образования». URL: https://минобрнауки.рф/документы/11990 (дата обращения: 21.01.2019).

Полный текст в формате PDF (на русском языке): 
Краткое содержание (на английском языке):