Для цитирования:
Толочек В. А. Динамика умственной работоспособности (результаты лонгитюдного эксперимента) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, вып. 1. С. 46-54. DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-1-46-54
Динамика умственной работоспособности (результаты лонгитюдного эксперимента)
Приводятся результаты 33-летнего лонгитюдного эксперимента по контролю умственной работоспособности (УРС) субъекта умственного труда. Обсуждаются динамика УРС, выявленные закономерности, типы УРС. Констатируются спонтанность и неповторяемость динамики УРС в недельном, месячном, годичном и двухгодичном циклах. Выделяются закономерности ее динамики: 1) существование не менее шести–семи типов динамики УРС в двухгодичном цикле; 2) разных «волн» УРС, отличающихся по продолжительности; 3) наличие в каждом годовом цикле нескольких периодов с большей и меньшей ее стабильностью; 4) каждая отдельная годовая имеет вид пилообразно изменяющейся кривой; 5) типичные «кванты» УРС составляют 40–50 мин, при их высокой вариативности в течение недели и месяца – от 15–20 (в ситуациях сильного утомления) до 90–120 мин, а их продолжительность колеблется в чрезвычайно широком диапазоне и находится в зависимости от состояний субъекта и условий среды; 6) активная работа с выраженной мобилизацией и повышением УРС сочетается с последующим понижением УРС.
1. Бодров В. А. Профессиональное утомление. М., 2009. 500 с.
2. Городецкий И. Г., Якимович Н. В. К проблеме использования инструментальных методов диагностики работоспособности операторов // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики / под ред. В. А. Бодрова, А. Л. Журавлева. М., 2012. Вып. 3. С. 287‒305.
3. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. 381 с.
4. Возрастные особенности психических функций взрослых в период зрелости (41–46 л.) / отв. ред. Я. И. Петров. М., 1984. 560 с.
5. Психология здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2003. 607 с.
6. Развитие психофизиологических функций взрослых людей : в 2 кн. / под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой. М., 1972. Кн. 1. 248 с.
7. Акмеология / под общ. ред. А. А. Деркача. М., 2002. 650 с.
8. Анализ образовательной ситуации в Центральном районе г. Тольятти (по материалам социологического исследования 1998‒1999 уч. г.). Тольятти, 1999. 137 с.
9. Водопьянова Н. Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания. СПб., 2011. 160 c.
10. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. М., 2004. 320 c.
11. Поваренков Ю. П. Психология профессионального становления личности. Ярославль, 2013. 128 c.
12. Системогенез учебной и профессиональной деятельности : материалы VI междунар. науч.-практ. конф. 19‒21 ноября 2013 г., Ярославль / под ред. Ю. П. Поваренкова. Ярославль, 2013. 446 с.
13. Слепко Ю. Н. Оценка учениками личности и деятельности учителя // Ярослав. пед. вестн. 2013. Т. 2, № 2. С. 171–175.
14. Толочек В. А., Онищенко О. В., Карпенко О. В. Акмеология и смыслы жизни человека в период кризиса общества // Мир психологии. 2001. № 2. С. 140–148.
15. Толочек В. А., Тимашкова Н. А., Денисова В. Г. Профессиональное становление субъектов педагогической деятельности : позитивные и негативные изменения // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 2014. № 1. С. 16–32.
16. Волочков А. А. Активность субъекта бытия : интегративный подход. Пермь, 2007. 375 c.
17. Кроник А. А., Ахмеров Р. А. Каузометрия : методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. М., 2003. 284 с.
18. Попов А. Ю. Оценка учебного и профессионального потенциала. Пермь, 2015. 427 c.
19. Гранин Д. А. Эта странная жизнь. М., 1982. 256 с.