Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Белых Т. В. Динамика субъектных свойств личности в процессе обучения в вузе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 2. С. 110-114. DOI: 10.18500/2304-9790-2015-4-2-110-114

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 17)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.923.5

Динамика субъектных свойств личности в процессе обучения в вузе

Авторы: 
Белых Татьяна Викторовна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Изложены данные эмпирического исследования, демонстрирующие особенности динамики комплекса субъектных свойств личности студентов в процессе обучения в вузе. Обнаружены существенные различия в структуре субъектной организации у студентов начального и завершающего этапов обучения. Выявлено, что к завершающему этапу обучения у студентов проявляются свойства созидательной субъектности, определяющей не только высокий уровень стремления к самореализации, но и наличие сформированной системы гуманистических ценностей. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке из 50 студентов первого и пятого курсов с применением диагностического инструментария: «Самоактуализационного теста» (САТ), разработанного на основе «Опросника межличностных ориентаций Э. Шострома, в адаптации Ю. Я. Алешиной, А. Я. Гозмана, М. В. Кроза; опросник «Диагностика волевого самоконтроля» (ВСК) (А. Г. Зверкова, Е. В. Эйдмана); «Теста смысложизненных ориентаций» (СЖО) Д. Крамбо, П. Махолик (в адаптации Д. А. Леонтьева); «Опросник уровня субъективного контроля» (УСК) Е. Ф. Бажина с соавт.; статистический метод – факторный анализ. Полученные данные могут быть использованы для организации и проведения консультативной деятельности студентов начального этапа обучения с целью развития способности к целеполаганию и гармонизации Я-концепции.

Список источников: 

1. Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М., 2002. 368 с.

2. Субъект действия, взаимодействия, познания (психологические, философские, социокультурные аспекты). М. ; Воронеж, 2001. 288 с.

3. Белых Т. В. Психологические закономерности динамики субъектных свойств в структуре индивидуальности. М. ; Ставрополь, 2003. 328 с.

4. Белых Т. В., Шершнева А. С. Психологические условия становления интегральной индивидуальности в процессе обучения в вузе // Вестн. Университета (государственный университет управления). 2011. № 23. С. 21–34.

5. Белых Т. В. Влияние доминирующих ценностных ориентаций на структуру интегральной индивидуальности в студенческом возрасте // Вестн. Университета (государственный университет управления). 2011. № 22. С. 12–18.

Опубликована: 
17.06.2015
Краткое содержание:
(загрузок: 9)