Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Сысолятин М. В. Динамика представлений курсантов о военной карьере в процессе военно-профессиональной социализации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 4. С. 377-385. DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-4-377-385

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 95)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.6:355.12

Динамика представлений курсантов о военной карьере в процессе военно-профессиональной социализации

Авторы: 
Сысолятин Максим Валерьевич, Саратовский военный Краснознаменный институт войск Национальной гвардии Российской Федерации
Аннотация: 

Целью представленного в статье исследования является эмпирическое изучение динамического изменения представлений о военной карьере на различных этапах военно-профессиональной социализации личности. Гипотезой исследования явилось предположение о том, что представление курсантов военного вуза о военной карьере различно в зависимости от этапа военно-профессиональной социализации (1–5 курсы). Исследование выполнено на выборке курсантов 1–5 курсов военного вуза (N = 255, средний возраст 20,2 года, мужчины) с применением авторской анкеты «Что вы понимаете под военной карьерой?». Определены наиболее значимые факторы представлений о военной карьере, к которым отнесены «возможность профессионально-познавательного развития», «гарантированное материальное и социальное обеспечение», «возможность самореализации»; проанализирована динамика представлений о военной карьере в зависимости от этапа военно-профессиональной социализации личности. Установлено, что даже для шкал, объединенных по каждому из выявленных факторов, динамика показателей на каждом из этапов военно-профессиональной социализации не является идентичной. Полученные результаты могут быть использованы в практике работы групп профессионально-психологического отбора военных вузов. Полученные результаты могут быть реализованы в практике профессионально-психологического отбора в военные вузы.

Список источников: 

1. Панкратова И. А., Жолудева С. В. Особенности представлений об успешной карьере у государственных гражданских служащих // Интернет-журнал «Науковедение». 2012. № 4. URL: https://naukovedenie.ru/PDF/53pvn412.pdf (дата обращения: 13.04.2018).

2. Андреева Г. М. Современная социальная психология на Западе. М., 2000. 271 с.

3. Барабанова В. В. Представления студентов о будущем как аспект их личностного и профессионального самоопределения // Психологическая наука и образование. 2002. № 2. С. 5–20.

4. Донцов А. И. Концепция социальных представлений в современ ной французской психологии. М., 2001. 427 с.

5. Пряжников Н. С. Психология труда и человеческого достоинства : учеб. пособие. 2-е изд. М., 2004. 480 с.

6. Емельянова Т. П. Социальное представление – понятие и концепция : итоги последнего десятилетия // Психол. журн. 2001. № 6. С. 39–48.

7. Литвиненко О. В. Исследование представлений о профессии в современной психологии : образ будущей профессии у студентов // Среднее профессиональное образование. 2007. № 5. С. 65–68.

8. Гостев А. А. Манипуляция социальными представлениями путем воздействия на образную сферу личности // Психологическое воздействие : Механизмы, стратегии, возможности противодействия. М., 2012. С. 225–246.

9. Стебляк Е. А. Социальные представления как объект исследования в социальной психологии нарушенного развития // В мире научных открытий. 2015. № 7. С. 162–174.

10. Соколова А. С., Сергеева М. Г. Научные основы построения и развития профессиональной карьеры. Курск, 2017. 288 с.

11. Асеев В. Г. Механизмы детерминации психического развития // Мир психологии. 2012. № 2 . С. 40–46.

12. Елдышова О. А. Профессиональные представления как психологическая составляющая профессионального становления // Фундаментальные исследования. 2006. № 7. С. 101–102.

13. Зеер Э. Ф. Психологические предикторы проектирования индивидуальных образовательных траекторий // Личность в профессионально-образовательном пространстве. Екатеринбург, 2015. С 63–70.

14. Петрова Т. В. Представления о будущей профессиональной деятельности у студентов с инвалидностью // Формирование личности будущего на основе психологопедагогического анализа : сб. ст. Самара, 2018. С. 154–158.

15. Климов Е. А. Психология труда : учебник для бакалавриата. М., 2017. 251 с.

16. Цветаев В. М. Управление персоналом : учеб. пособие. СПб., 2002. 192 с.

17. Созонник А. В. Характеристики личности и преодолевающего поведения в условиях военно-профессиональной социализации // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. Сер. Педагогика, психология. 2011. № 4. С 260–263.

18. Терехин Р. А. Динамика готовности военнослужащих к изменениям служебных ситуаций на этапах военно-профессиональной социализации // Мир образования – образование в мире. 2017. № 2. С. 269–277.

Опубликована: 
25.12.2018