Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Остапенко А. А., Шувалов А. В. ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕТЕ ХРИСТИАНСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2011. Т. 4, вып. 3. С. 55-63. DOI: 10.18500/2304-9790-2011-4-3-4-55-63

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 104)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
37.017.922

ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕТЕ ХРИСТИАНСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Авторы: 
Остапенко Андрей Александрович, Кубанский государственный университет
Шувалов Александр Владимирович, Институт психологии РАН
Аннотация: 

В статье предпринята попытка конкретизации идеи полного образования в виде антропологической матрицы образовательных целей и результатов. Фундаментом теоретической конструкции послужили онтологические основания человеческого способа и образа жизни. На этой основе выстроена пятиуровневая структура нормированных и ненормированных образовательных целей, осуществлено соотнесение психологической антропологии и святоотеческой традиции с выходом на осмысление злободневных проблем педагогической деятельности.

Список источников: 
  1. Ковалёва Т. М. Обучение как освоение нового [Текст] / Т. М. Ковалёва // Современная дидактика и качество образования. Мат-лы научно-методической конференции. В 2-х ч. Ч. 1 / Под ред. П. А. Сергоманова, В. А. Адольфа. – Красноярск, 2009. – С. 46.
  2. Образ «лествицы» (лестницы) был использован христианским подвижником, византийским философом, настоятелем Синайского монастыря Иоанном Лествичником (V-VI вв.) при описании стадий духовного возрастания человека. Представляет собой «ступени» добродетелей, по которым христианин восходит на пути духовного совершенствования к Добру и Истине.
  3. Слободчиков В. И. Очерки психологии образования [Текст] / В. И. Слободчиков – Биробиджан: БГПИ, 2005. – 272 с.; Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования [Текст] / В. И. Слободчиков – Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009. – 264 с.
  4. Остапенко А. А. Нормированные и ненормированные образовательные результаты или Что мы теряем за пределами гособразовательного стандарта? [Текст] / А. А. Остапенко // Школьные технологии. – 2010. – № 2. – С. 35-40.
  5. Слободчиков В. И. Очерки психологии образования [Текст] / В. И. Слободчиков – Биробиджан: БГПИ, 2005. – С. 25.
  6. Преодоление человеком своего эгоцентризма, децентрация и самоотдача в отношениях с другими людьми.
  7. Под переживанием мы вслед за Ф. Е. Василюком понимаем, прежде всего, особую работу человека по организации своего внутреннего мира, направленную на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которой является повышение осмысленности жизни (см. Василюк Ф. Е. Психология переживания. – М.: Изд-во МГУ, 1984).
  8. Гузеев В. В., Остапенко А. А. Усвоение знаний и освоение умений: сходство и различие процессов [Текст] / В. В. Гузеев, А. А. Остапенко // Народное образование. – 2009. – № 4. – С. 133.
  9. Остапенко А. А., Гузеев В. В. Чем отличается усвоение знаний от освоения умений [Текст] / В. В. Гузеев, А. А. Остапенко // Школьные технологии. – 2009. – № 1. – С. 47-54; Остапенко А. А. Антропологические различия процессов усвоения знаний и освоения умений [Текст] / А. А. Остапенко // Инновации в образовании: человекосообразный ракурс. Сб. научн. тр. / Под ред. А. В. Хуторского. – М.: ЦДО «Эйдос», 2009. – С. 56-63.
  10. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В. И. Даль– М.: Прогресс-Универс, 1994. – Т. 2. – С. 1015.
  11. Там же. – С. 1017.
  12. Там же. – Т. 4. – С. 1017.
  13. Шувалов А. В. Психологическое здоровье в свете христианского мировоззрения [Текст] / А. В. Шувалов // Московский психотерапевтический журнал. – 2009. – № 3. – C. 50-82; Шувалов А. В. Очерки психологии здоровья: мировоззренческий, научный и практический аспекты [Текст] / А. В. Шувалов – М.: Чистые пруды, 2009. – 32 с.
  14. Мы сознательно употребили такую форму множественного числа существительного «учитель», ибо традиционно «учителями» называли духовных наставников, а «учителями» (и даже «училками») – предметников.
  15. Ильенков Э. В. Философия и культура [Текст] / Э. В. Ильенков– М.: Политиздат, 1991. – С. 412.
  16. Шувалов А. В. Психологическое здоровье в свете христианского мировоззрения [Текст] / А. В. Шувалов // Московский психотерапевтический журнал, 2009. № 3. С. 50-82.
  17. Таблица читается снизу вверх.
Опубликована: 
01.08.2011