Для цитирования:
Остапенко А. А., Шувалов А. В. ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕТЕ ХРИСТИАНСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2011. Т. 4, вып. 3. С. 55-63. DOI: 10.18500/2304-9790-2011-4-3-4-55-63
ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕТЕ ХРИСТИАНСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
В статье предпринята попытка конкретизации идеи полного образования в виде антропологической матрицы образовательных целей и результатов. Фундаментом теоретической конструкции послужили онтологические основания человеческого способа и образа жизни. На этой основе выстроена пятиуровневая структура нормированных и ненормированных образовательных целей, осуществлено соотнесение психологической антропологии и святоотеческой традиции с выходом на осмысление злободневных проблем педагогической деятельности.
- Ковалёва Т. М. Обучение как освоение нового [Текст] / Т. М. Ковалёва // Современная дидактика и качество образования. Мат-лы научно-методической конференции. В 2-х ч. Ч. 1 / Под ред. П. А. Сергоманова, В. А. Адольфа. – Красноярск, 2009. – С. 46.
- Образ «лествицы» (лестницы) был использован христианским подвижником, византийским философом, настоятелем Синайского монастыря Иоанном Лествичником (V-VI вв.) при описании стадий духовного возрастания человека. Представляет собой «ступени» добродетелей, по которым христианин восходит на пути духовного совершенствования к Добру и Истине.
- Слободчиков В. И. Очерки психологии образования [Текст] / В. И. Слободчиков – Биробиджан: БГПИ, 2005. – 272 с.; Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования [Текст] / В. И. Слободчиков – Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009. – 264 с.
- Остапенко А. А. Нормированные и ненормированные образовательные результаты или Что мы теряем за пределами гособразовательного стандарта? [Текст] / А. А. Остапенко // Школьные технологии. – 2010. – № 2. – С. 35-40.
- Слободчиков В. И. Очерки психологии образования [Текст] / В. И. Слободчиков – Биробиджан: БГПИ, 2005. – С. 25.
- Преодоление человеком своего эгоцентризма, децентрация и самоотдача в отношениях с другими людьми.
- Под переживанием мы вслед за Ф. Е. Василюком понимаем, прежде всего, особую работу человека по организации своего внутреннего мира, направленную на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которой является повышение осмысленности жизни (см. Василюк Ф. Е. Психология переживания. – М.: Изд-во МГУ, 1984).
- Гузеев В. В., Остапенко А. А. Усвоение знаний и освоение умений: сходство и различие процессов [Текст] / В. В. Гузеев, А. А. Остапенко // Народное образование. – 2009. – № 4. – С. 133.
- Остапенко А. А., Гузеев В. В. Чем отличается усвоение знаний от освоения умений [Текст] / В. В. Гузеев, А. А. Остапенко // Школьные технологии. – 2009. – № 1. – С. 47-54; Остапенко А. А. Антропологические различия процессов усвоения знаний и освоения умений [Текст] / А. А. Остапенко // Инновации в образовании: человекосообразный ракурс. Сб. научн. тр. / Под ред. А. В. Хуторского. – М.: ЦДО «Эйдос», 2009. – С. 56-63.
- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В. И. Даль– М.: Прогресс-Универс, 1994. – Т. 2. – С. 1015.
- Там же. – С. 1017.
- Там же. – Т. 4. – С. 1017.
- Шувалов А. В. Психологическое здоровье в свете христианского мировоззрения [Текст] / А. В. Шувалов // Московский психотерапевтический журнал. – 2009. – № 3. – C. 50-82; Шувалов А. В. Очерки психологии здоровья: мировоззренческий, научный и практический аспекты [Текст] / А. В. Шувалов – М.: Чистые пруды, 2009. – 32 с.
- Мы сознательно употребили такую форму множественного числа существительного «учитель», ибо традиционно «учителями» называли духовных наставников, а «учителями» (и даже «училками») – предметников.
- Ильенков Э. В. Философия и культура [Текст] / Э. В. Ильенков– М.: Политиздат, 1991. – С. 412.
- Шувалов А. В. Психологическое здоровье в свете христианского мировоззрения [Текст] / А. В. Шувалов // Московский психотерапевтический журнал, 2009. № 3. С. 50-82.
- Таблица читается снизу вверх.