Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Фурманов И. А. Атрибуция враждебности и сценарии поведения детей в ситуации провокации агрессии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 3. С. 267-273. DOI: 10.18500/2304-9790-2014-3-3-267-273

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 99)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.622

Атрибуция враждебности и сценарии поведения детей в ситуации провокации агрессии

Авторы: 
Фурманов Игорь Александрович, Белорусский государственный университет
Аннотация: 

Обсуждается взаимосвязь атрибуции враждебности и сценариев поведения детей в ситуации провокации агрессии. Установлено, что преобладающими когнитивными стилями, используемыми младшими школьниками для объяснения причин поведения сверстников в ситуации провокации агрессии, являются атрибуция невраждебности и случайности, а также склонность к прощению. Младшие школьники вне зависимости от пола имеют склонность выбирать стратегии пассивной агрессии и ассертивного реагирования. Вместе с тем было установлено, что мальчики чаще прибегают к выбору активной агрессии, а девочки к бегству/уходу. Активная агрессия в ситуации провокации выбирается при атрибутировании поступку враждебности и намеренности, а также при принятии решения о суровом наказании провокатора. Выбор сценариев пассивной агрессии и подавленной агрессииосуществляется при оценке действий сверстника как невраждебных, случайных и не требующих наказания. Выбор таких сценариев как ассертивное реагирование, бегство и устранение ущерба мотивирован особенностями процесса атрибутирования враждебности.

Список источников: 

1. Crick N. R., Dodge K. A. A review and reformulation of social informationprocessing mechanisms in children’s social adjustment // Psychological Bulletin. 1994. Vol. 115, №1. P. 74‒101.

2. Dodge K. A.Social cognitions and children’s aggressive behavior // Child Development. 1980. Vol. 51. P. 162‒170.

3. Fontaine R. G.Evaluative behavioral judgments and instrumental antisocial behaviors in children and adolescents // Clinical Psychology Review. 2006. Vol. 26. P. 956‒967.

4.  Huesmann L. R. The role of social information processing and cognitive schema in the acquisition and maintenance of habitual aggressive behavior // Human aggression :Theories, research and implications for social policy /eds. by R. G. Geen, E. Donnerstein. San Diego, 1998.P. 73‒109.

5. McFall R. M. A review and reformulation of the concept of social skills // Behavioral Assessment. 1982. Vol. 4. P. 1‒33.

6. Dodge K. A. A social information processing model of social competence in children // Minnesota symposium on child psychology / ed. by M. Perlmutter. Hillsdale,N.J., 1986. P. 77‒125.

7. Crick N. R., Dodge K. A.Social informationprocessing mechanisms in reactive and proactive aggression // Child Development. 1996. Vol. 67. P. 993‒1002.

8. Pettit G. S., Mize J.Socialcognitive processes in the development of antisocial and violence behavior //The Cambridge handbook of violent behavior / ed. by D. J. Flannery, A. T. azsonyi, I. Waldman. N.Y., 2007.P. 322‒343.

9. Fontaine R. G., Yang C., Burks V. S., Dodge K. A.,Price J. M., Pettit G. S. [et al].Loneliness as a partial mediator of the relation between low social preference in childhood and anxious/depressed symptoms in adolescence // Development and Psychopathology. 2009. Vol. 21. P. 479‒491.

10. Fontaine R. G., Yang C., Dodge K. A., Bates J. E., Pettit G. S. Testing an individual systems model of response evaluation and decision (RED) and antisocial behavior across adolescence // Child Development. 2008. Vol. 79. P. 462‒475.

11. Fontaine R. G., Dodge K. A.Realtime decision making and aggressive behavior in youth : a heuristic model of response evaluation and decision (RED) // Aggressive Behavior. 2006. Vol. 32. P. 604‒624.

12. Aber J. L., Brown J. L., Jones S., Samples F.Adapting measures of children’s beliefs, attributions and skills for use in the evaluation of violence prevention projects. N.Y., 1995. (Unpublished).

13. Фурманов И. А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и корекция. СПб., 2007. 480 с.

14. Фурманов И. А., Аладьин А.А., Ананенко А.А. [и др.]. Общенациональное исследование по оценке ситуации с насилием в отношении детей в Республике Беларусь. Минск, 2010. 156 с.

15. Weiner B.An Attributional Theory of Motivation and Emotion. N.Y., 1986. 304 p. 

Опубликована: 
06.10.2014
Краткое содержание:
(загрузок: 75)