Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Кузьмина Н. В., Паутова Л. Е., Жаринова Е. Н. Акмеологические основы формирования профессиональной компетентности преподавателя // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 1. С. 4-12. DOI: 10.18500/2304-9790-2020-9-1-4-12

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 203)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.9:378

Акмеологические основы формирования профессиональной компетентности преподавателя

Авторы: 
Кузьмина Нина Владимировна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Паутова Людмила Евгеньевна, Всероссийский научно-исследовательский институт систем орошения и сельхозводоснабжения «Радуга»
Жаринова Евгения Николаевна, Санкт-Петербургский государственный университет ветеринарной медицины
Аннотация: 

Представлены результаты научно-практического исследования, нацеленного на определение методологических и стратегических основ формирования продуктивных компетентностей преподавателя профессиональной школы. Гипотеза исследования заключается в том, что знание и внедрение акмеологической теории в профессиональную деятельность преподавателя способствует формированию его профессиональной компетентности и достижению высокопродуктивных результатов у обучающихся. Использованы методы: теоретического, логического, научно-практического анализа, систематизации и интерпретации результатов исследования. На основе положений и законов акмеологической теории фундаментального образования предпринята попытка к определению акмеологических основ формирования продуктивной профессиональной компетентности преподавателя современной системы профессионального образования, совокупности научно-практических подходов к формированию профессиональной компетентности преподавателя профессионального образования с учетом единого критерия качества образования (далее по тексту ЕККО), ФГОС и профессиональных стандартов; акместратегии преподавателя в системе профессионального образования. По итогам проведенного исследования: 1) теоретически обосновано и определено положение о том, что уточнение научно-практических основ продуктивности преподавателя способствует: определению основных концептуальных положений высокопродуктивной профессиональной деятельности, генерированию высокопродуктивных авторских систем научно-образовательной деятельности; 2) уточнены акмео логические основы становления профессиональной компетентности преподавателя как субъекта социальных преобразований образовательной системы на макро- и мегауровне; 3) уточнены понятие «продуктивная компетентность», ее уровни, структура и принципы формирования у преподавателя в профессиональной деятельности.

Список источников: 

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017). URL: http://government.ru/info/6217/ (дата обращения: 30.07.2019).
2. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://government.ru/info/6217/ (дата обращения: 30. 07. 2019).
3. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки : Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599. URL: http://government.ru/info/6217/ (дата обращения: 30.07.2019).
4. Национальный проект «Образование» 2019‒2024. URL: https://strategy24.ru (дата обращения: 16.04.2019).
5. Кузьмина Н. В. Акмеологическая теория фундаментального образования (созидания духовных продуктов в свойствах субъектов образования средствами учебных дисциплин). СПб. : Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2012. 382 с.
6. Паутова Л. Е. Акмеология качества профессиональной деятельности: учеб. пособие. Коломна : Государственный социально-гуманитарный университет, 2016. 184 с.
7. Акмеология : теория, практика и перспективы развития / под ред. Н. В. Кузьминой, Е. Н. Жариновой. СПб. : Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2018. 212 c.
8. Кузьмина Н. В., Жаринов Н. М., Жаринова Е. Н. Акмеологические технологии высшего образования. СПб. : Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2016. 410 с.
9. Кузьмина Н. В., Паутова Л. Е., Жаринова Е. Н. Акмеология – основы профессионализма преподавателя в XXI веке : учеб. пособие : в 3 ч. СПб.: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2018. Ч. 1. 200 с.
10. Анисимов О. С. Акмеология и методология : проблемы психотехники и мыслетехники. М. : Изд-во РАГС, 1998. 772 с.
11. Бодалев А. А. Изучение взрослого человека – важная задача акмеологической науки. М. : Изд-во РАГС, 1996. 167 с.
12. Варфоломеева Л. Е. Акмеология как средство повышения качества подготовки специалиста по общественным связям // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития : материалы 15-й междунар. науч.-практ. конф. (Ярославль, 26-27 сент. 2017 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/akmeologiya-kak-sredstvo-povysheniya-k... (дата обращения: 25.07.2019).
13. Акмеология : учебник / под общ. ред. А. А. Деркача. М. : Изд-во РАГС, 2006. 424 с.
14. Жаринова Е. Н. Психолого-акмеологические технологии в образовании. СПб. : Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2015. 208 с.
15. Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н.Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов : учеб. пособие. Барнаул : Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2002. 146 с.
16. Манойлова М. А. Психолого-акмеологические составляющие профессиональногомастерства учителя // Вестн. Псков. гос. ун-та. Сер. Социально-гуманитарные науки. 2007. Вып. 1. С. 191‒195.
17. Olgarenko G. V., Ugryumova A. A., Pautova L. E., Ezhikova T. S. Modern Problems in the Implementation of Supplementary Education Training for Specialists in the Russian´s Federation’s Reclamation Department // Espacios. 2019. Vol. 40, iss. 3. P. 213‒219.
18. Пожарский С. Д. Предыстория акмеологии России. СПб. : НИЦ «Социальная синергетика» ; Лема, 2012. 198 с.
19. Кузьмина Н. В., Софьина В. Н. Акмеологическая концепция развития профессиональной компетентности в вузе. СПб. : Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2012. 200 с.
20. Olgarenko G.V., Ugryumova A. A., Zamakhovsky M. P., Pautova L. E. Methodological approaches to the formation of the meliorative complex’s personnel support in the Russian Federal districts // International Multidisciplinary Scientific GeoConference SGEM. 2019. Vol. 19, iss. 3.1. P. 369‒377. DOI:  https://doi.org/10.5593/sgem2019/3.1
21. Мониторинг качества приема в вузы [Электронный ресурс]. URL: https://ege.hse.ru/rating/2018/75767645/all/ (дата обращения: 15.08.2019).

Опубликована: 
31.03.2020