Для цитирования:
Арендачук И. В. Акмеологическая компетентность личности как фактор психологической готовности к риску // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 2. С. 103-110. DOI: 10.18500/2304-9790-2015-4-2-103-110
Акмеологическая компетентность личности как фактор психологической готовности к риску
Содержательно описаны понятия акмеологической компетентности и психологической готовности личности к риску с позиций взаимодействия акме и кате в контексте ее жизненного пути. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке преподавателей высшей школы (N = 51; возраст 31–71 лет; преподаватели вузов г. Саратова – государственного университета им. Н. Г. Чернышевского и государственного аграрного университета им. Н. В. Вавилова) с применением диагностического инструментария: разработанного автором экспертного опроса и методик «Личностные факторы принятия решений» (ЛФР-25, Т. В. Корниловой), «Диагностика личностной креативности» (Е. Е. Туник), «Диагностика мотивации к достижению успеха» (Т. Элерса). Установлены факторы, входящие в систему представлений преподавателей об акмеологической компетентности в зависимости от возраста (продолжительности жизненного пути). Проанализированы динамические изменения в структуре психологической готовности личности к риску в зависимости от ее акмеологической компетентности. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в программах личностного и профессионального развития преподавателей высшей школы, в системе повышения их квалификации.
1. Ангеловский А. А. Профессиональная компетентность как необходимое условие профессионализма (психолого-акмеологический анализ) // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). Уфа, 2011. С. 7–13.
2. Абульханова-Славская К. А. Субъект – символ российского самосознания // Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995. С. 10–28.
3. Маркова А. К. Акмеологическое содержание профессионального становления психолога в сфере образования // Акмеология. 2003. № 3. С. 47–50.
4. Пожарский С. Д. Акмеология и катабология: теория совершенствования человека. СПб., 2013. 266 с.
5. Кленова М. А. Личностная креативность и мотивация достижения как компоненты готовности к риску // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2011. Т. 4, вып. 2 (14). С. 69–72.
6. Бочарова Е. Е. Готовность к риску в соотнесении с характеристиками осознанной саморегуляции и субъективного благополучия личности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2011. Т. 11, вып. 4. С. 59–63.
7. Арендачук И. В. Системный психологический анализ рисков профессиональной деятельности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2011. Т. 4, вып. 2 (14). С. 23–27.
8. Арендачук И. В. Субъектные условия профессионализма и успешности преподавателя вуза в контексте ведущих теорий личности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2010. Т. 10, вып. 3. С. 61–67