Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Паутова Л. Е., Жаринова Е. Н. Акмемоделирование в деятельности преподавателя: модели продуктивности и профессионализма // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 4. С. 306-316. DOI: 10.18500/2304-9790-2020-9-4-306-316

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 161)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.9:378

Акмемоделирование в деятельности преподавателя: модели продуктивности и профессионализма

Авторы: 
Паутова Людмила Евгеньевна, Всероссийский научно-исследовательский институт систем орошения и сельхозводоснабжения «Радуга»
Жаринова Евгения Николаевна, Санкт-Петербургский государственный университет ветеринарной медицины
Аннотация: 

Актуальность исследования определяется тем, что в условиях трансформации системы образования преподавателю особенно важно знать, понимать процесс моделирования образовательной деятельности с акменаправленностью на конечный результат в студенте. Это предполагает сформированность у преподавателя профессиональных компетенций и компетентностей в сфере моделирования образовательных систем и личностно-профессионального акмеразвития обучающегося. Цель исследования заключается в научно-практическом анализе понятия и процесса акмемоделирования в профессиональной деятельности преподавателя и определении его основных элементов как метода развития продуктивных компетентностей преподавателя в профессиональной деятельности. Гипотеза исследования заключается в том, что знание и внедрение технологии акмемоделирования в профессиональную деятельность преподавателя способствует развитию его высокопродуктивных профессиональных компетентностей и достижению результатов у обучающихся как основной показатель его высокого профессионализма. Использованые методы: теоретический, логический, научно-практический анализ; систематизация и интерпретация результатов исследования. В соответствии с законами акмеологической теории фундаментального образования, теорией функциональных систем, акмесинергетической и социально-синергетической концепцией развития социальных систем предпринята попытка выделения разных видов моделей продуктивных профессиональных компетентностей преподавателя, их характеристик с учетом единого критерия качества образования в системе профессионального образования разных уровней. По итогам проведенного исследования, во-первых, теоретически обоснованы и определены особенности акмемоделирования как метода развития продуктивности преподавателя в профессионально-образовательной деятельности, во-вторых, выделены и даны характеристики инвариантных идеализированных моделей в деятельности преподавателя, в-третьих, уточнены функциональные элементы деятельности образовательной системы и выделены взаимосвязанные структурные элементы для всех инвариантных идеализированных моделей продуктивности.

Список источников: 
  1. Кузьмина Н. В. Акмеологическая теория фундаментального образования (созидания духовных продуктов в свойствах субъектов образования средствами учебных дисциплин). СПб. : Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2012. 382 с.
  2. Бранский В. П., Пожарский С. Д. Социальная синергетика и акмеология / Теория самоорганизации индивидуума и социума. СПб. : Политехника, 2001. 159 с.
  3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб. : Питер, 2001. 288 с.
  4. Кузьмина Н. В., Григорьева Е. А., Якунин В. А. и др. Методы системного педагогического исследования. Л. : Изд-во ЛГУ, 1980. 156 с.
  5. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. : Наука, 1999. 350 с.
  6. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М. : Наука, 1977. 380 с.
  7. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М. : Изд-во МГУ, 1981. 584 с.
  8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946. 704 с.
  9. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования : от деятельности к личности. М. : Аспект Пресс, 1995. 271 с.
  10. Акмеология развития 2020. Методологические и методические проблемы / под ред. Н. В. Кузьминой, Е. Н. Жариновой. СПб. : Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2020. Вып. 35. 80 с.
  11. Кузьмина Н. В., Жаринова Е. Н. Методы исследования образовательных систем. СПб. : Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2018. 164 с.
  12. Кузьмина Н. В., ЖариноваЕ. Н. Акмеологический подход к повышению продуктивности образования в университете // Акмеология развития 2020. Методологические и методические проблемы / под ред. Н. В. Кузьминой, Е. Н. Жариновой. СПб. : Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2020. Вып. 35. С. 28–35.
  13. Кузьмина Н. В., Жаринова Е. Н. Понятие предмета акмеологии и акмеологического совершенствования высшего учебного заведения как функциональной системы : учеб.-метод. пособие. СПб. : Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2019. 28 с.
  14. Турчин А. С. Семиотическая функция и процесс обучения. СПб. : Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2019. 132 с.
  15. Кузьмина Н. В., Жаринова Е. Н., Нещерет Т. В. и др. Теоретические и практические акметехнологии в фундаментальном образовании. СПб. : Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2018. 110 с.
  16. Кузьмина Н. В., Пожарский С. Д., Паутова Л. Е. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста. СПб. : Рязанский областной институт развития образования, 2008. 375 с.
  17. Кузьмина Н. В., Духовная М. М., Жаринов Н. М., Жаринова Е. Н. Повышение продуктивности деятельности преподавателя в учебном процессе. Методические рекомендации. СПб. : Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2018. 110 с.
  18. Кузьмина Н. В., Жаринов Н. М. , Жаринова Е. Н. Акмеология личностного роста будущего специалиста в профессиональной деятельности : учеб. пособие. СПб. : Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2019. 44 с.
  19. Могилевкин Е. А. Карьерный рост : диагностика, технологии, тренинг. СПб. : Речь, 2007. 336 с.
  20. Паутова Л. Е. Управление деловой карьерой специалиста. Рязань : Изд-во ОГБОУ ДПО «Рязанский институт развития образования», 2012. 143 с.
  21. Кузьмина Н. В., Софьина В. Н. Акмеологическая концепция развития профессиональной компетентности в вузе. СПб. : Издательство НУ «Центр стратегических исследований», 2012. 200 с.
  22. Помельникова Е. А. Акмеологическое моделирование профессиональной деятельности как фактор становления профессионала // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 2 (125). С. 46–49.
  23. Шибаева Л. М. Повышение эффективности деятельности преподавателя современного вуза // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 3 (64). С. 241–242.
  24. Белов В. В., Зотова Т. Б. Возможности моделирования педагогической деятельности // Инновационная наука. 2017. № 04-2. С. 16–19.
  25. Ускова С. А. Профессионально-педагогическая деятельность учителя : самоопределение в пространстве образовательных стандартов // Человек и образование. 2018. № 2 (55). С. 140–144.
  26. Гутак О. Я., Козырев Н. А., Козырева О. А. Педагогическое моделирование как метод и технология продуктивно-инновационного решения задач профессионально-педагогической деятельности // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019. № 5 (74). С. 154–162.
  27. Acquah E. O. The Potential of Modelling Culturally Teaching: Pre-service Teachers’ Learning Experiences // Teaching in Higher Education. 2020. Vol. 25, no. 2. Р. 157–173. DOI: https://doi.org/10.1080/13562517.2018.1547275
  28. Acquah E. O., Szelei N., Katz H. T. Using modelling to make culturally responsive pedagogy explicit in preservice teacher education in Finland // British Educational Research Journal. 2020. Vol. 46, iss. 1. P. 122–139. DOI: https://doi.org/10.1002/berj.3571
  29. Greshilova I. A., Kimova S. Z., Dambaeva B. B. Designing the model of professional development of teachers taking into account axiological imperatives of continuing education // Universal Journal of Educational Research. 2020. Vol. 8, no. 3. P. 769–778. DOI: https://doi.org/10.13189/ujer.2020.080306
  30. Назаров С. А. Модель повышения уровня акмеологической зрелости в процессе профессионального развития личности // Акмеология. 2017. № 4(64). С. 76–78.
  31. Паутова Л. Е. Акмеология качества профессиональной деятельности : учеб. пособие. Коломна : Государственный социально-гуманитарный университет, 2016. 184 с.
  32. Кузьмина Н. В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалиста образования. М. : ИЦПКПС, 2001. 144 с.
  33. Анохин П. К. Узловые вопросы теории физиологии функциональных систем. М. : Наука, 1980. 197 с.
  34. Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы). М. : ИЦПКПС, 2005. 114 с.
  35. Селезнева Н. А. Качество высшего образования как объект системного исследования : Лекция-доклад. М. : ИЦПКПС, 2003. 95 с.
Опубликована: 
21.12.2020