For citation:
Elina Е. G., Dmitrieva O. I. The potential of a university department with school partnership in the training of modern teachers. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2025, vol. 14, iss. 4, pp. 304-314. DOI: 10.18500/2304-9790-2025-14-4-304-314, EDN: FIVTBC
The potential of a university department with school partnership in the training of modern teachers
The relevance of the research stems from the need to investigate new forms and methods of organizing teacher education. At Saratov State University (SSU), teacher education has long been a priority. Following the re-establishment of the Teacher Training College within the university in 2024, the need to further develop and improve a unifi ed educational space to enhance the eff ectiveness of modern teacher training has become evident. The research aims to investigate the potential of departments with strong school partnerships – fi rst established in Russia at SSU in 2013 – in structuring pedagogical education within a university. Methods (tools): analytical, descriptive, and comparative approaches were applied. Results: the study outlines the developmental concepts and directions for departments with school partnerships, drawing on scientifi c and methodological literature. It also presents the main areas of activity of such departments within SSU’s Teacher Training College, highlighting their specifi c functions, experiences, and signifi cant achievements. Conclusion: drawing on more than a decade of experience, the research demonstrates how departments with school partnerships play a vital role in integrating university and school educational spaces, which is essential for a practice-oriented model of teacher education. These departments also contribute to piloting innovative educational and scientifi c-methodological technologies and strengthening the personal development aspects of teacher training. Practical significance: the fi ndings support the generalization and replication of SSU’s departments with school partnerships as innovative solutions within the Saratov School of Higher Pedagogical Education.
- Фирсова Т. Г., Горина Е. Н., Бочарова Е. Е. Традиции и перспективы развития научно-образовательной деятельности Педагогического института Саратовского государственного университета // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2025. Т. 14, вып. 1 (53). С. 90–100. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2025-14-1-90-100, EDN: WTFPBY
- Елина Е. Г., Дмитриева О. И. Педагогическое образование в условиях классического университета // Человек и образование. 2014 . № 1 (38). С. 91–95. EDN: SCDFHT
- Марголис А. А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода к подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование. Модернизация педагогического образования в России. 2014. Т. 19, № 3. С. 105–126. EDN: SWMCPF
- Наливайко К. В. Социальное партнерство школа – вуз как условие решения проблемы профессионального самоопределения обучающихся // Проблемы современного педагогического образования. 2022. Вып. 77, ч. 2. С. 261–263. EDN: FFUGHG
- Щербаков Ю. И. Кафедра на базе школы – новый образовательный кластер // Мир науки, культуры и образования. 2014. № 5 (48). С. 3–5. EDN: TBFMCF
- Соловьёва Т. О. Деятельность базовой предметной кафедры педагогического университета // Мир науки. 2016. Т. 4, № 3. С. 34. URL: http://mir-nauki.com/PDF/39PDMN316.pdf (дата обращения: 17.04.2025). EDN: WILZWL
- Chekaleva N. V., Makarova N. S., Drobotenko Yu. B., Fet ter I. V. Pedagogical University-Supervised Chair in Schools as a Means for Educational Transfer // Psikho logicheskaya nauka i obrazovanie = Psychological Science and Education. 2018. Vol. 23, № 5. P. 117–125. https:// doi.org/1010.17759/pse.2018230110, EDN: YUDRRG
- Опарина С. А., Михайлова С. В., Любова Е. В. Педагогическое сотрудничество школы и вуза в реализации совместной проектной деятельности по дисциплинам естественнонаучного цикла // Педагогика высшей школы. 2017. № 4-1 (10). С. 35–37. EDN: ZUFTMD
- Шукшина Т. И., Горшенина С. Н., Кулебякина М. Ю. Подготовка педагогических кадров в условиях реализации инновационной модели: вуз – базовая кафедра – общеобразовательная организация // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 1. С. 89– 93. EDN: VOIUVF
- Виноградов В. Л., Панфилов А. Н., Панфилова В. М., Рахманова А. Р. Интегрированное образовательное пространство вуза и школы как основа практикоориентированной подготовки будущих учителей // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20, № 5. С. 142–153. https://doi.org/10.17759/pse.2015200513, EDN: UXRLDF
- Казакова А. Ю. Педагогическая практика как фактор селекции будущих педагогов // Almamater (Вестник высшей школы). 2023. № 10. С. 53–60. https://doi.org/10.20339/AM.10-23.053
- Григорьев С. Г., Подболотова М. И., Федосеева З. Р. Модель углубленной педагогической практики магистрантов в условиях сетевого взаимодействия по направлению подготовки «Педагогическое образование» (Учитель среднего общего образования) // Психологическая наука и образование. Модернизация педагогического образования в Российской Федерации (второй тематический выпуск). 2015. Т. 20, № 5. С. 130–141. https://doi.org/10.17759/pse.2015200512, EDN: UXRLCV
- Басюк В. С., Казакова Е. И., Врублевская Е. Г. К вопросу о ядре педагогического образования в классическом университете // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2023. Т. 21, № 3. С. 7–27. https://doi.org/10.55959/MSU2073-2635-2023-21-3-7-27, EDN: NPFFWU
- Казакова Е. И. Проблемы и перспективы развития методических кафедр в вузах, реализующих программы педагогического образования // Гуманитарные науки и образование. 2024. Т. 15, № 4 (60). С. 48–52. https://doi.org/10.51609/2079-3499_2024_15_04_48
- Шевченко О. И., Волков М. А., Леонов В. А. Технологии нестандартного обучения // Педагогика высшей школы. 2018. № 3 (13). С. 17–25. EDN: XTESPB
- Елина Е. Г., Дмитриева О. И., Храмова М. В., Голованова А. А., Долгополова И. К., Зимина Л. В., Кабанова Л. В., Кабанова М. И., Малыгина А. С., Недогреева Н. Г., Недогреева Н. Г., Новицкая Е. Н., Раева А. В., Разгельдеев Н.Т., Романова Н. В., Романченко Л. А., Старичкова Н. И., Темякова Т. В., Фризен М. А., Черняева Т. Н., Ясакова Е. А. Образовательные технологии в высшем педагогическом образовании / под общ. ред. Е. Г. Елиной. Саратов : Изд-во Саратовского университета, 2014. 188 с. EDN: UFISDP
- Александрова Е. А., Бурмистрова М. Н., Фирсова Т. Г. Концептуальные идеи модернизации педагогического образования в контексте развития личностного потенциала будущего педагога // Социально-политические исследования. 2023. № 1 (18). С. 148–166. https://doi.org/10.20323/2658_428X_2023_1_18_148, EDN: HIEJNY
- Александрова Е. А., Дмитриева О. И., Кабанова М. И., Раева А. В. Самоопределение в культуре как результат эмоционального проживания ситуаций ценностного выбора на основе личностного потенциала // Сибирский педагогический журнал. 2023. № 1. С. 7–18. https://doi.org/10.20323/2658_428X_2023_1_18_148, EDN: ROAOJS
- Гуружапов А. А., Марголис А. А. Проектирование модели практикоориентированной подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и начального общего образования // Психологическая наука и образование. Модернизация педагогического образования в России. 2014. Т. 19. № 3. С. 143–159. EDN: SWMCPZ
- Александрова Е. А. Повышение воспитывающей функции подготовки педагогов в Саратовском государственном университете // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2025. Т. 14, вып. 2 (54). С. 174–182. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2025-14-2-174-182, EDN: TJZJIC
- Алтынбаева Г. М., Громова В. И., Зимина Л. В., Кабанова М. И., Лапшина О. В., Раева Н. В., Семеновская С. А. Подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников: муниципальный этап. Русский язык и литература. Саратов : ГАУ ДПО «СОИРО», 2021. 184 с.
- Дмитриева О. И., Ермилова Ю. И. Поговорим об этикете // Практический журнал для учителя и администрации школы. 2013. № 12. С. 33–39.
- Наумова С. И. Модель повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей русского языка и литературы образовательных организаций, реализующих образовательные программы СПО // Педагогика высшей школы. 2017. № 4 (10). С. 31–35.
- Елина Е. Г., Александрова Е. А. Новые формы взаимодействия со студентами: научно-образовательный фестиваль «Неделя педагогического образования» в СГУ имени Н. Г. Чернышевского // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 2 (30). С. 163–168. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-2-163-168, EDN: BLLBJR
- Елина Е. Г., Шамионов Р. М. Виртуальный педагогический класс в контексте классического университета: принципы организации, проблемы, решения // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2022. № 3. С. 65–70. https://doi.org/10.20339/AM.03-22.065, EDN: RWAAEC