Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


ценностное отношение

Личностно значимые педагогические ситуации как средство формирования ценностных отношений школьников в обучении социально-гуманитарным дисциплинам

Обосновывается, что ведущим средством формирования системы ценностных отношений личности является проблемная личностно значимая педагогическая ситуация как элемент единства гносеологической и аксиологической ситуаций. Процесс формирования у школьников ценностных отношений раскрывается в контексте отношения к ответственности как социально значимой ценности. Отмечено, что проблемные личностно значимые педагогические ситуации способствуют актуализации потенциала аксиологической среды гуманитарного образования.

Школьное гуманитарное образование сквозь призму ценностного подхода

Раскрываются основные положения ценностного подхода в гуманитарном образовании. Представлено понимание универсальных гуманистических ценностей как основы целеполагания и отбора содержания гуманитарных дисциплин. Обоснована система ценностных отношений личности как процесс и результат решения воспитательных задач современного школьного гуманитарного образования. Определена структура ценностного отношения, включающая когнитивный, эмоционально-оценочный, личностно-смысловой, деятельностный компоненты.