Psychology of Social Development

Soteriological Technique of Assessing the Heads Leadership Qualities Level

In this article the author’s diagnostics technique of the development level of leadership qualities of the head is presented. It belongs to the class of order methods created for the assessment of various aspects of organizational culture in the mode of dialogue of the respondent and psychologist. This technique called soteriological because it is focused on the work with the identity level of the leader of the organization («internal» order of organizational culture). Basic aspects of a sotering, concept of spiritual leadership and soteriological function of power are presented.

Historico-Methodological and Acmeological Foundations of a Specialist’s Career Development

The paper presents the findings of a theoretical study aimed at a historico-methodological and achmeological analysis of the formation of the concept of a specialist’s career in his/her professional work, at determining historical stages and scientific approaches of the development of the process of a specialist’s career growth and acmeological development.

Correlation between Social Competence and Adaptive Capabilities of Students of Different Specialities

The paper presents the findings of a theoretical analysis of the corre-lation between a person’s adaptation and his/her social competence. It presents the results of an empirical study of the correlation between social competence and adaptive potential that was conducted on a sample of students (N = 80, aged 18–19) using the following diagnostic tools: the «Communicative social competence instrument» (CSC) (N. P. Fetiskin, V. V. Kozlov, T. M. Manuilov) and the «Social and psychological adaptation questionnaire» (K. Rogers and R. Diamond).

Adaptive Readiness of Secondary School Students

This article presents the results of theoretical and long-term empirical study of adaptive readiness of secondary school students. Students (N = 83) and class teachers (N = 3) participated in the longitudinal study. The use of the following complexes of psychological and pedagogical instruments allowed to study the dynamics of adaptive readiness of students with initially high and low levels: «Chart of monitoring students’ adaptiveness and effectiveness of their learning activities» by E. S. Eskina, T. L. Bolbot, «Intellectual abilities test for children» by K.

Individual Characteristics of Psychological Safety of Primary-School Students during School Adaptation

The paper present the results of an experimental study of how individual characteristics of psychological safety are manifested in first-graders depending on how well they are adapted to school. The study involved 238 children. It applied a number of techniques aimed at examining indicators of psychological safety and the level of school adaptation in first-graders.

Time Perspective and Life Values of Senior Pupils in Urban and Rural Schools

The article presents the results of empirical study of time perspective peculiarities, conducted in a comparative aspect on the sample of senior pupils from urban and rural schools (N = 140). The following ques-tionnaires were used: «Motivation to Success» and «Motivation of Failure Avoidance» by T. Ehlers, «Morphological Test of Life Values» by V. F. Sopov and L. V. Karpushina, «Graphic Test with Time Circles and Lines» by T. Cottle, «Sentence Completion» method by D. Saks and S. Levy, test-questionnaire «Subjective Control Level» by G.

Leadership and Viability of Mongolian Students Studying in Russia

The article presents the results of empirical study of peculiarities of leadership and viability expression of Mongolian students. The study involved 40 respondents aged 18 to 25 years, enrolled in different faculties of Peoples’ Friendship University of Russia. The following in-struments were used in the research: «Hardiness Survey» by S. Maddi (adapted by D. A. Leontiev), «Communicative and organizing skills» (COS) by V. V. Sinyavskiy and V. A. Vedoroshin, and «Leadership skills diagnostic test» by E. I. Zharikov and E. L. Krushelnitskiy.

Correlation of Subjective Well-Being and Socio-Political Representation of Ethnic Groups

The paper presents the results of a theoretical and empirical study of subjective well-being and socio-political representation of ethnic groups. The study included proportionally equal samples of Russian and Kazakh respondents (Saratov, N = 60). Using a combination of psycho-pedagogical instruments, such as a questionnaire aimed at identifying socio-political views developed by the author of the study, the «Level of social frustratedness instrument» (L. I. Vasserman, B. V. Iovlev, M. A. Berebin), and the «C. Ryff’s scale of psychological well-being» (L. V. Zhukovskaya, E. G.

Psychological and Acmeological Factors of Individual Psychological Protection while Preparing for Motherhood

The research attempts to identify the main acmeological factors of personal psychological defence mechanisms affecting the aetiology of female infertility and the effective restoration and preservation of reproductive women’s health. The article investigates the theoretical results of Russian and foreign studies and analyses the initial data collected by the author serving as the basis for drawing further conclusions. The paper is focused on the study and description of the mechanisms of psychological protection of women suffering from infertility.

Pages

Психология социального развития

СОТЕРИОЛОГИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ

Представлена авторская методика диагностики уровня развития лидерских качеств руководителя. Она относится к классу ордерных методик, созданных для оценки различных аспектов организационной культуры в режиме диалога респондента с психологом. Методика называется сотериологической, поскольку ориентирована на работу с уровнем личности лидера организации («внутренний» порядок организационной культуры, представленный в сотеринге как части ордерной модели). Даны основные положения сотеринга, концепция духовного лидерства и сотериологической функции власти.

ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КАРЬЕРЫ СПЕЦИАЛИСТА

Сделаны историко-методологический и акмеологический анализы концепции карьеры специалиста в профессиональной деятельности, определены исторические этапы и научные подходы к процессу карьерного роста и акмеразвития специалиста. Теоретически обосновано, что изучение методологических и научно-практических основ карьеры способствует: 1) определению концептуальных положений при стратегическом планировании высокопродуктивной профессиональной деятельности специалиста и организации; 2) генерированию высокопродуктивных авторских систем деятельности, усиливающих конкурентные преимущества.

Взаимосвязь социальной компетентности и адаптационных возможностей личности студентов разных специальностей

Изложены данные теоретического анализа проблемы соотношения адаптации личности и её социальной компетентности. Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи социальной компетентности и адаптационного потенциала, выполненного на студенческой выборке (N = 80 в возрасте 18–19 лет) с применением диагностического инструментария: методика «Коммуникативная социальная компетентность» (КСК) (Н. П. Фетискина, В. В. Козлова, Т. М. Мануйлова), «Опросник социально-психологической адаптации личности» (К. Роджерса и Р. Даймонда).

Адаптационная готовность учащихся средней школы

Изложены результаты теоретического и многолетнего эмпирического исследования адаптационной готовности учащихся средней школы. В лонгитюдном исследовании принимали участие учащиеся (N = 83) и классные руководители (N = 3). Применение комплекса психолого-педагогических методик – «Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся» (Е. С. Еськиной, Т. Л. Больбота), «Детский тест интеллектуальных способностей» (К. Рассела); «Методика для изучения социализированности учащихся» (М. И. Рожковой); «Изучение мотивации обучения у младших школьников» (М. Р.

Индивидуальные характеристики психологической безопасности учащихся первых классов в период адаптации к школе

Представлены результаты экспериментального изучения особенностей проявления индивидуальных характеристик психологической безопасности первоклассников в зависимости от уровня их адаптации к школе. В исследовании приняли участие 238 детей с применением психодиагностического инструментария, направленного на изучение показателей психологической безопасности и уровня школьной адаптации первоклассников.

Временная перспектива и жизненные ценности старшеклассников городских и сельских школ

Представлены результаты эмпирического исследования особенностей временной перспективы, выполненного в сравнительном аспекте на выборке старшеклассников городских и сельских школ (N = 140). Применялись опросники «Мотивация к успеху» и «Мотивация к избеганию неудачи» Т. Элерса, «МТЖЦ» В. Ф. Сопова, Л. В. Карпушиной, «Графический тест временных кругов и линий» Т. Коттла, методика «Незаконченных предложений» Д. Сакса, С. Леви, тест-опросник «Уровень субъективного контроля» УСК Дж. Роттера, методика исследования самооценки и уровня притязаний Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн.

Лидерство и жизнестойкость монгольских студентов, обучающихся в России

Представлены результаты эмпирического исследования особенностей  проявления  лидерства  и  жизнестойкости  у  монгольских  студентов.  В  исследовании  приняли  участие  40  респондентов  в  возрасте от 18 до 25 лет, обучающихся на разных факультетах Российского университета дружбы народов. В качестве методик исследования использовались «Тест жизнестойкости» (Hardiness Survey) (С. Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева), «Коммуникативные  и  организаторские  способности»  (КОС)  (В.  В.  Синявского,  В. А.

СООТНОШЕНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП

Изложены результаты теоретического и эмпирического иссле- дования, посвященного изучению соотношения субъективного благополучия и социально-политических представлений этнических групп. Исследование выполнено на пропорционально подобранной выборке представителей русского и казахского этносов (Саратовская область, N = 60). Использовался комплекс психолого-педагогических методик – авторская анкета (для изучения социально-политических представлений), «Уровень социальной фрустрированности» (Л. И. Вассермана, Б. В. Иовлева, М. А. Беребина) и «Шкала психологического благополучия К. Рифф» (Л. В.

ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ (на примере этнических групп Cаратовского Поволжья)

Изложены результаты эмпирического исследования компонентного состава в структурной организации субъективного благополучия этнических групп Саратовского Поволжья, вы- полненного на пропорционально подобранных выборках (N = 280), представители кото- рых идентифицируют себя русскими (N = 70, г. Саратов), армянами (N = 70, г.

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К МАТЕРИНСТВУ

Предпринята попытка выявления основных акмеологичских факторов механизма психологической защиты личности, влияющих на этиологию развития женского бесплодия, и пути эффективного восстановления и сохранения репродуктивного здоровья женщин. Проведен анализ теоретических источников о результатах исследований российских и зарубежных ученых и проанализированы данные первоначального исследования автора статьи, на основании которых и делаются дальнейшие выводы.

Страницы