Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Арендачук И. В. Мотивационная готовность студентов-юристов к будущей профессиональной деятельности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, вып. 3. С. 195-203. DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-3-195-203

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 119)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья

Мотивационная готовность студентов-юристов к будущей профессиональной деятельности

Авторы: 
Арендачук Ирина Васильевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Содержательно проанализированы современные подходы к понятию мотивационной готовности личности, рассмотрены особенности ее проявления у студентов относительно будущей профессиональной деятельности. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного в 2014 и 2015 гг. в Саратовском государственном университете им. Н. Г. Чернышевского. В нем приняли участие студенты выпускного курса бакалавриата, обучающиеся по юридическим специальностям (N = 101). Использовались методики: сокращенная версия методики «Оценки субъективно важных характеристик деятельности» (Д. Хакмена и Г. Олдхема в адаптации А. Б. Леоновой); «Шкала ранжирования мотивов» (В. К. Тарасова); тест «Смысложизненные ориентации» (Дж. Крамбо и Л. Махолика в адаптации Д. А. Леонтьева); «Методика выявления социально-психологических установок личности» (О. Ф. Потемкиной). Проанализированы общие тенденции и различия профессионально-ориентированной мотивации студентов с разным уровнем мотивационной готовности и показана ее смысложизненная обусловленность. Доказано, что профессиональная мотивация студентов характеризуется взаимосвязью со смысложизненными ориентациями и с социально-психологическими установками личности. Сформулированы рекомендации по формированию мотивационной готовности студентов к будущей профессиональной деятельности. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения личности на этапах выбора профессии и обучения в вузе.

Список источников: 

1. Крюкова Т. Б. Психологическая готовность будущих инженеров как ресурс самореализации в профессиональной деятельности // Профессионализация личности в образовательных институтах и практической деятельности : теоретические и прикладные проблемы социологии и психологии труда и профессионального образования : материалы II междунар. науч.-практ. конф. (Прага, 10–11 февраля 2013 г.). Прага, 2013. С. 86–90.
2. Лунегова Е. К. Проблемы формирования у будущих специалистов социальной сферы психологической готовности к работе с детьми-инвалидами // Вестн. Казан. технолог. ун-та. 2006. № 4. С. 304–309.
3. Величко Е. В. Психологическая готовность учащихся педагогических колледжей к профессиональной деятельности и ее диагностика // Педагогическое об- разование в России. 2011. № 3. С. 203–207.
4. Рубанова Е. Ю. Психологическая готовность выпускников вуза к профессиональной деятельности // Уч. заметки Тихоокеанского гос. ун-та. 2011. Т. 2, № 1.С. 53–62.
5. Бохан Т. Г., Шабаловская М .В., Морева С. А. Мотивационная готовность к профессионально-личностному становлению студентов-медиков // Сибирский психол. журн. 2014. № 51. С. 88–99.
6. Максимова Н. Ю. Психолого-педагогическое обеспечение мотивационной готовности студентов к профессиональной деятельности // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. 2014. № 1 (2). С. 37–41.
7. Кудинов С. С., Авдеев Н. П., Архипочкина К.В. Индивидуально-типологическая характеристика самореализации личности // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Психология и педагогика. 2012.№ 4. С. 85–90.
8. Новикова Г. В. Профессиональное здоровье и мотивация труда педагогов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2014. № 4. С. 82–88.
9. Кочнева Е. М., Пахомова Л. Ю. Условия оптимизации развития мотивационной готовности студентов к про- фессиональной деятельности // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. Сер. 3. Педагогика и психология. 2011. № 3. С. 53–61.
10. Сагеева Е. Р., Аникеенок О. А. Мотивационная готовность студентов к будущей профессиональной деятельности и проблемы ее изучения // Казан. пед. журн. 2011. № 3. С. 78–83.
11. Шеина А.В. Проблема формирования мотивации профессиональной деятельности будущих инженеров в образовательном процессе технического вуза // Пед. журн. 2011. № 1. С. 103–111.
12. Быков С. В., Корошко О. И. Проблема мотивации об- разовательной деятельности студента // Вестн. Самар. гум. акад. Сер. Психология. 2007. № 2. С. 60–65.
13. Арендачук И. В. Этапы развития адаптационной готовности к рискам образовательной среды // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 2. С. 108–113.
14. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 2000. 18 с.
15. Новикова Г. В. Условия и методы управления учебной и профессиональной мотивацией студентов // Технологии построения систем образования с заданными свойствами : материалы V междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 27–28 ноября 2014 г.). М., 2014. С. 119–122.

Опубликована: 
24.09.2016
Краткое содержание:
(загрузок: 65)