Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Терещенко В. В. Взросление в подростковом периоде онтогенеза: теоретико-методологические основы исследования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, вып. 2. С. 110-114. DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-2-110-114

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 85)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.9

Взросление в подростковом периоде онтогенеза: теоретико-методологические основы исследования

Авторы: 
Терещенко Владимир Валерьевич, Смоленский государственный университет
Аннотация: 

Изложено теоретическое обоснование эмпирического исследования взросления подростка. Актуализирована проблема взросления личности на дистанции перехода от Детства к зрелости в процессе онтогенеза, где освоение взросления, зрелости и понимания задач самореализации и самовыражения на дальнейшем жизненном пути включается в систему детерминант целостного развития. Анализируются представления о личностном развитии и взрослении подростка в рамках современного Детства. Предпринята попытка рассмотрения процесса взросления как особой линии становления субъекта социального действия в системе развития. Обоснована необходимость целенаправленного развития особой области психологического знания и практики – психологии взросления, направленной на изучение содержащих возможности взросления психологических условий. Аргументируется важность изучения субъективных представлений подростков о понятиях «взросление», «взрослость». Акцентируется внимание на перспективе взросления в условиях трансформации социальной ситуации детей, переживающих возрастной переход.

Список источников: 

1. Поливанова К. Н. Изменение детства : проверка гипотезы // На пороге взросления : сб. науч. тез. / ред. Л. Ф. Обухова, И. А. Корепанова. М., 2011. С. 48–59.

2. Психология подростка : учебник / под ред. А. А. Реана. СПб., 2008. 512 с.

3. Терещенко В. В. Теоретико-методологические основы личностного развития и взросления современного подростка // Психология обучения. 2013. № 11. С. 55–63.

4. Нилопец А. М. Представления о своем возрасте и отношение к перспективе взросления у детей 6–8 лет : автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2011. 24 с.

5. Извеков А. И. Взросление человечества : кризис переходного возраста. СПб. 2011. 127 с.

6. Косилова Е. В. Философия возраста. Взаимосвязь экзистенциального и познавательного взросления человека. М., 2014. 160 с.

7. Фельдштейн Д. И. Мир детства в современном мире. Проблемы и задачи исследования. М. ; Воронеж, 2013. 336 с.

8. Фиофанова О. А. Проектирование модальностей взросления подростков в воспитательном пространстве : дис. … д-ра пед. наук, М., 2008. 360 с.

9. Хагурова Н. Е. Деформация культурно-институционального пространства взросления в современном российском обществе : дис. … канд. социол. наук. Майкоп, 2015. 186 с.

10. Харламенкова Н. Е. Самоутверждение подростка. М., 2007. 384 с.

Опубликована: 
25.06.2016
Краткое содержание:
(загрузок: 55)