Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Виситаева М. Б., Зайкин М. И. Пропедевтическое изучение геометрического материала в 5–6-x классах как основа развития личности школьника // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 4. С. 417-421. DOI: 10.18500/2304-9790-2013-2-4-417-421

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
51(07)

Пропедевтическое изучение геометрического материала в 5–6-x классах как основа развития личности школьника

Авторы: 
Виситаева Марет Балаудиновна, Чеченский институт повышения квалификации работников образования
Зайкин Михаил Иванович, Арзамасский государственный педагогический институт
Аннотация: 

Обсуждается проблема изучения пропедевтики в геометрии в контексте развития личности школьника. Приведены данные анализа концепций, поддерживающих интегрированное изучение стереометрии и планиметрии. Представлена авторская схема изучения приложений пропедевтики в контексте развития личности школьника, при этом используется понятие «взаимопроникающие фигуры», сформулированное И. С. Якиманской для плоских (двухмерных) фигур, уточненное авторами для трех случаев (одномерных, двухмерных и трехмерных фигур). На основе учета отличия учащихся в подходе к решению геометрической задачи представлены задачи: 1) на воображение без опоры на восприятие; 2) на воображение с опорой на восприятие. Авторы приходят к выводу, что без базовой геометрической подготовки невозможно достичь высокого уровня образования, в силу этого расширяется круг школьников, для которых математика, в частности геометрия, становится профессионально значимым предметом.

Список источников: 

1. Гусев В. А. Программа курса «Геометрия» для 5–11 кл. общеобразовательных учреждений. М., 2002. 32 с.

2. Глейзер Г. Д. Каким быть школьному курсу геометрии // Математика в школе. 1991. № 4. C. 68–74.

3. Столяр  А.  А. Педагогика математики. Минск, 1986. 414 с.

4. Фройденталь Г. Математика как педагогическая зада­ча : пособие для учителей : в 2 ч. Ч. 1. М., 1982. 208 с.

5. Глейзер Г. И. История математики в школе. IX–X классы. М., 1983. 351 с.

6. . Методика обучения геометрии : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Гусева. М., 2004. 368 с.

7. Федеральный государственный образовательный стан­дарт основного общего образования. URL: http://www. standart.edu.ru/ (дата обращения: 09.05.2013).

8. Примерные программы по учебным предметам. (Стандарты второго поколения). Математика 5–9 классы : проект. 2-е изд. М., 2011. 64 с.   

9. Виситаева М. Б. Развитие «геометрического зрения» учащихся при решении задач на применение разверток многогранников // Математика в школе. 2012. № 4. C. 7–16.

10.Зайкин М.  И. Развитие творческой инициативы учащихся при помощи геопланов // Математика в школе. 1996. № 4. С. 19–22.

11.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : кн. для учителя. М., 1991. 90 с.

12.Беллюстин В. К. Положение инспектора народных учи­лищ // Педагогический вестн. Московского учебного округа (средняя и низшая школа). 1912. № 3. С. 46.

Опубликована: 
20.12.2013
Краткое содержание:
(загрузок: 64)