Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Прыгин Г. С. Субъектная реальность как новая парадигма психологии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 3. С. 217-229. DOI: 10.18500/2304-9790-2019-8-3-217-229

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 97)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.9.01

Субъектная реальность как новая парадигма психологии

Авторы: 
Прыгин Геннадий Самуилович, Набережночелнинский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Цель работы – теоретически обосновать один из возможных путей выхода классической психологии из методологического кризиса, опираясь на принципиально новую парадигму, позволяющую создать целостную концепцию психологии. Отмечается, что в последние десятилетия все больше ученых, работающих в разных научных областях, обращаясь к феномену существования человека, задаются вопросами, что такое реальность, в какой реальности живет человек, существует ли «предельная реальность» и как все эти понятия связаны между собой. Ответы на эти вопросы предполагают построение философских и психологических рассуждений о «реальности». В качестве такой методологической парадигмы рассматривается концепция реальности С. Л. Франка, позволяющая, оставаясь в рамках научных методов, дать объяснение тем психическим феноменам, которые до сих пор не может объяснить современная классическая психология. Основываясь на этой концепции, вводится понятие «субъектная реальность», под которой понимается та форма (живой) реальности, через которую жизнь познает сама себя. Показано, что в лице субъектной реальности человек, выходя за преде лы объективной действ ительности, открывает совершенно новое измерение бытия. По сути, субъектная реальность представляет собой нашу «самость», наше подлинное «самосознание». Обсуждаются понятия «душевных» и «духовных» явлений и подчеркивается необходимость их различения. Вводятся и обсуждаются новые понятия субъекта: «субъект как носи тель реальности» и «субъект как активный наблюдатель». Выдвигается гипотеза о наличии двух видов субъектности – «внешней» и «внутренней». «Внутренняя» субъектность определяется как переживания и духовные движения, которые человек осознает как возникающие изнутри, из глубин его «я», и направленные на активное познание той сущей для него реальности, которую он и называет своим «я» («самосознанием», «самостью»)». Соответственно, «внешняя» субъектность – это те переживания и душевные движения, которые направлены на активное познание внешней для него объективной действительности. При этом «внутренняя» субъектность соотносится с ипостасью «субъекта как носит еля реальности», а «внешняя» – с ипостасью «субъекта как активного наблюдателя». 

Список источников: 

1.   Супрун А. П., Янова Н. Г., Носов К. А. Метапсихология : Релятивистская психология. Квантовая психология. Психология креативности. 3-е изд. М. : Ленанд, 2010. 512 с.

2.   Асмолов А. Г. Психология современности : вызовы неопределенности, сложности и разнообразия // Психологические исследования (электронный журнал). 2015. Т. 8, № 40. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n40/1109-asmolov40.html (дата обращения: 15.03.2019).

3.   Зинченко В. П. Сознание как предмет и дело психологии // Методология и история психологии. 2006. Т. 1, вып. 1. С. 207–231.

4.   Козлов В. В., Бубеев Ю. А. Измененные состояния сознания. Системный анализ [Электронный ресурс]. Саратов : Вузовское образование, 2014. 281 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/18325 (дата обращения: 21.04.2019).

5.   Мазилов В. А. Методологические проблемы психологии в начале XXI века // Психол. журн. 2006. Т. 27, № 1. С. 23–34.

6.   Мазилов В. А. Стены и мосты : методология психологической науки. Ижевск : ERGO, 2015. 196 с.

7.   Петренко В. Ф., Супрун А. П. Методологические пересечения психосемантики сознания и квантовой физики. 2-е изд., доп. М. ; СПб. : Нестор-История, 2017. 380 с.

8.   Кун Т. Структура научных революций. М. : Прогресс, 1977. 300 с.

9.   Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М. : Издательская группа «Прогресс» ; Универс, 1994. 336 с.

10.  Гроф С. За пределами мозга. М. : Изд-во Московского трансперсонального центра, 1993. 504 с.

11.  Мэй Р. Происхождение экзистенциальной психологии // Экзистенциальная психология. М. : Апрельпресс ; ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. С. 9–41.

12.  Маслоу А. Экзистенциальная психология – что в ней есть для нас? // Экзистенциальная психология. М. : АПРЕЛЬ-ПРЕСС : ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 42–48.

13.  Олпорт Г. Становление личности : Избранные труды. М. : Смысл, 2002. 462 с.

14.  Юнг К. Г. Дух и жизнь. М. : Практика, 1996. 560 с.

15.  Юнг К. Г. Сознание и бессознательное. СПб. : Университетская книга, 1997. 544 с.

16.  Юнг К. Г. Об энергетике души. 3-е изд. М. : Академический проект, 2013. 280 с.

17.  Фок В. А., Эйнштейн А., Подольский Б., Розен Н., Бор Н. Можно ли считать, что квантово-механическое описание физической реальности является полным? // Успехи физических наук. 1936. Т. XVI, вып. 4. С. 436–457.

18.  Госвами А. Физика души. Квантовая книга жизни, умирания, перевоплощения и бессмертия. М. : Постум, 2013. 352 с.

19.  Налимов В. В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. 3-е изд. М. : Академический проект ; Парадигма, 2011. 399 с.

20.  Пенроуз Р., Шимони А., Картрайт Н., Хокинг С. Большое, малое и человеческий разум. СПб. : Амфора, 2008. 191 с.

21.  Прибрам К. Языки мозга. Экспериментальные исследования и принципы нейропсихологии. М. : Прогресс, 1975. 464 с.

22.  Уилбер К. Проект Атман : Трансперсональный взгляд на человеческое развитие. М. : ACT, 2004. 314 с.

23.  Уилер Дж. А. Предвидение Эйнштейна / под ред. К. П. Станюковича. М. : Мир, 1970. 112 с.

24.  Франк С. Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию. СПб. : Наука, С.-Петерб. отдние, 1995. 633 с.

25.  Франк С. Л. Реальность и человек. М. : Республика, 1997. 479 с.

26.  Шредингер Э. Мой взгляд на мир. М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 152 с.

27.  Бубер М. Два образа веры. М. : Республика, 1995. 464 с.

28.  Прыгин Г. С. Неклассическая психология : психология субъектной реальности. Набережные Челны : Изд-во НГПУ, 2018. 268 с.

29.  Платон. Сочинения : в 4 т. / под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та ; Изд-во Олега Абышко, 2007. Т. 2. 626 с.

30.  Кант И. Критика чистого разума. М. : Наука, 1999. 655 с. 31.  Ласло Э. Опыт Акаши. М. : Постум, 2015. 304 с.

32.  Андерхилл Э. Мистицизм. Опыт исследования природы и законов развития духовного сознания человека. М. : Неволина ; Киев : София, 2000. 496 с.

33.  Плотин. Вторая эннеада. СПб. : Изд-во Олега Абышко, 2004. 384 с.

34.  Блаженный Августин. Исповедь. СПб. : Наука, 2013. 379 с.

35.  Фихте И. Г. Сочинения. Работы 1792–1801 гг. М. : Ладомир, 1995. 644 с.

36.  Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. 4-е изд. М. : Академический проект, 2018. 494 с.

37.  Брушлинский А. В. Целостность объекта – основание для системности всех его качеств // Психологическая наука в России ХХ столетия : проблемы теории и истории / под ред. А. В. Брушлинского. М. : ИП РАН, 1997. С. 559–570.

 

Опубликована: 
30.09.2019