Для цитирования:
Бенин В. Л. Культура и высшее образование // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2008. Т. 1, вып. 3. С. 54-62.
Культура и высшее образование
Человек обитает в двух мирах одновременно – мире преходящем (природном) и мире вечном, мире культуры. Мир культуры возникает в результате труда, трансляции его форм и методов (т.е. педагогического процесса) и технологического оснащения труда. Культура представляет собой освоенный и овеществленный человеком опыт жизнедеятельности. Социальный институт высшего образования представляет собой механизм целенаправленной передачи такого опыта, локализованного в конкретной профессиональной сфере. Это закрепленное единство знаний и умений, переросшее в модель действий при любой ситуации. Образование как система есть не что иное как социальный институт адресной и целенаправленной передачи такого опыта. В теории современной педагогики это определяется при помощи понятия «культуросообразность образования». Если же образование не соответствует принципу культуросообразности, оно неминуемо приходит к кризису, поскольку не способно осуществлять трансляцию социального опыта.
- Долженко О.В. Идея университета и философия образования (материалы к выступлению на конгрессе «Университеты на пороге третьего тысячелетия: проблемы единства и многообразия»). М.,1994. С. 3–12.
- Ладыжец Н.С. Философия и практика университетского образования. Ижевск,1995.
- Фролов И.Т. Перспективы человека. М.,1983.
- Педагогический энциклопедический словарь. М.,2002.
- Зборовский Г.Е. Социология образования: В 2 ч. Екатеринбург,1994. Ч. 2.
- Шапко В.Т. Феномен актуальной культуры // Социс. 1997. № 10. С. 98–106.
- Ахиезер А.С. Архаизация в российском обществе как методологическая проблема // Общественные науки и современность. 2001. № 2. С. 85–92.
- Батищев Г.С. Социальные связи человека в культуре // Культура, человек и картина мира. М.,1987. С. 90–126.
- Видт И.Е. Культурологические основы образования. Тюмень, 2002.
- Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. 1998. № 3. С. 3–12.