Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Байбородова Л. В. Взаимодействие субъектов в процессе допрофессиональной педагогической подготовки школьников // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12, вып. 2. С. 169-179. DOI: 10.18500/2304-9790-2023-12-2-169–179, EDN: CFVOIW

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 82)
Полный текст в формате PDF(En):
(загрузок: 30)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
378.1
EDN: 
CFVOIW

Взаимодействие субъектов в процессе допрофессиональной педагогической подготовки школьников

Авторы: 
Байбородова Людмила Васильевна, Ярославский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Актуальность: взаимодействие субъектов является одним из важнейших условий и механизмов повышения качества допрофессиональной педагогической подготовки школьников. Цель: выявить и охарактеризовать возможности взаимодействия взрослых и детей, которые не используются в образовательных организациях, определить направления и средства для развития взаимодействия субъектов. Гипотеза: в практике деятельности психолого-педагогических классов важным условием для повышения качества допрофессиональной педагогической подготовки является взаимодействие субъектов, ресурс которого не в полной мере используется педагогами. Участники: организовано исследование с участием педагогов, детей и родителей из 7 регионов России (Костромская, Ярославская, Архангельская области, Республика Карелия, Республика Коми, г. Смоленск, г. Петропавловск-Камчатский), в ходе которого изучено мнение около 1000 респондентов по оценке уровня взаимодействия субъектов, участвующих в допрофессиональной педагогической подготовке. Методы (инструменты): составлены опросники на основе характеристик пяти компонентов взаимодействия – взаимопонимания, взаимопознания, взаимоотношений, взаимных действий, взаимовлияния, – разработанных Н. Н. Обозовым, а также были учтены материалы исследований, проведенных ранее при участии автора статьи. Результаты: установлено, что в целом показатели взаимодействия педагогов и школьников в психолого-педагогических объединениях несколько выше, чем в других классах, что обусловлено общими целевыми установками педагогов и обучающихся. В то же время при в целом положительных взаимных отношениях позиция педагогов тормозит формирование субъектности обучающихся. Основные выводы: недостаточно используется ресурс взаимодействия детей и родителей, педагогов и родителей, совместной деятельности школьников разного возраста, детско-взрослых сообществ при организации допрофессиональной педагогической подготовки. Полученные выводы необходимо учесть для повышения эффективности деятельности психолого-педагогических классов.

Список источников: 
  1. Kyriacou C., Coulthard M. Undergraduates’ views of teaching as a career choice // Journal of Education for Teaching. 2000. Vol. 26, iss. 2. P. 117‒126. http://dx.doi.org/10.1080/02607470050127036
  2. UNESCO Institute of Statistics. A Teacher for Every Child: Projecting Global Teacher Needs fro m 2015 to 2030. UIS Fact Sheet, October 2013, no. 27. Retrieved from: http://www.uis.unesco.org/Education/Documents/fs27-2013-teachers-project....
  3. Heinz M. Why choose teaching? An international review of empirical studies exploring student teachers’ career motivations and levels of commitment to teaching // Educational Research and Evaluation. 2015. Vol. 21, iss. 3. P. 258–297. https://doi.org/10.1080/13803611.2015.1018278
  4. Бугакова Е. В., Москвина А. В. Из педагогического класса – в педагогическую профессию // KANT. 2018. № 1 (26). С. 28–31.
  5. Диких Э. Р., Чухина Е. В. Деятельность педагогических классов: опыт Омского государственного педагогического университета // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2019. № 3 (24). С. 139‒142. https://doi:10.36809/2309-9380-2019-24-139-142
  6. Организация деятельности психолого-педагогических классов: учеб.-метод. пособие. М. : Академия Минпросвещения России, 2021. 392 с.
  7. Ревякина В. И. Теория и практика допрофессиональной подготовки старшеклассников к педагогической деятельности: на материале педагогических классов: дис. … д-ра пед. наук. Барнаул, 2002. 362 с.
  8. Manning M., Patterson J. Unfulfi lled promise: Ensuring quality teachers for our nation’s schools // Childhood Education. 2005. Vol. 81, iss. 4. P. 249‒251. https://doi.org/10.1080/00094056.2005.10522284
  9. Папкова Н. Е., Багрова Н. В. Профориентация школьников: российский и зарубежный опыт // Ученые записки РГСУ. 2017. Т. 16, № 5 (144). С. 183‒191. https://doi:10.17922/2071-5323-2017-16-5-183-191
  10. Smak M., Walczak D. The prestige of the teaching profession in theperception of teachers and former teachers // Edukacja. Lublin : Published by Instytut Badan Edukacyjnych, 2017. P. 22‒40. https:// doi:10.24131/3724.170502
  11. Bayborodova L. V., Cherniavskaia A. P., Serebrennikov L. N., Yudin V. V. Project of individual learning activity for future teachers. 3rd International Multidisciplinary Scientifi c Conference on Social Sciences and Arts SGEM. Conference proceedings. Albena : STEF92 Technology, 2016. P. 789‒796. https://doi:10.5593/ SGEMSOCIAL2016/B13/S03.103
  12. Lyng S. T., Blichfeldt J. F. Attracting, Developing and Retaining Effective Teachers Country Background ‒ Report for Norway. OECD ; Work Research Institute, 2003. 83 p. https://www.oecd.org/education/school/2635707.pdf
  13. Толстогузов С. Н. Опыт профориентационной работы за рубежом // Образование и наука. 2015. № 1 (120). С. 151‒165. https://doi:10.17853/1994-5639- 2015-1-151-165
  14. Бочарова Ю. Ю., Гаврилова О. М. Формирование устойчивой мотивации к будущей профессиональной педагогической деятельности: опыт городского сетевого педагогического лицея и педагогической интернатуры в КГПУ им. В. П. Астафьева // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2014. № 4 (30). С. 37–43. EDN: TBPYFP
  15. Гаврилова О. М., Безрукова Н. П. Инновационные формы педагогического сопровождения старшеклассников к выбору педагогической профессии в системе «школа ‒ университет» // Казанский педагогический журнал. 2016. № 2-1 (115). С. 99‒103. EDN: VRNRNN
  16. Шленев А. К. Педагогический класс как субъект воспитательной системы школы: дис. … канд. пед. наук. Ярославль, 2000. 220 с.
  17. Байбородова Л. В., Белкина В. В. Концепция и модели допрофессиональной педагогической подготовки школьников. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2021. 282 с.
  18. Обозов Н. Н. О трехкомпонетной структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного познания / под ред. А. А. Бодалева. М. : Педагогика, 1981. С. 86‒89.
  19. Байбородова Л. В., Рожков М. И. Воспитательная деятельность. М. : КноРус, 2022. 402 с.
  20. Тихомирова О. В. Методика оценивания профессиональной компетентности педагога общего образования // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 1 (112). С. 77‒84. https://doi:10.20323/1813-145Х-2020-1-112-77-84
  21. Диагностика профессиональных дефицитов учителей, работающих в педагогических классах / под науч. ред. О. В. Тихомировой, А. М. Ходырева, А. П. Чернявской. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2022. 203 с.
  22. Тамарская Н. В., Белова О. В., Черняева М. Г. Родителям поколения Z. Как перестать беспокоиться и помочь ребенку в эпоху стремительных перемен. Калининград : Изд-во БФУ им. И. Канта, 2019. 110 с.
  23. Панов В. И., Плаксина И. В. Субъектность студентов педагогического вуза в меняющейся образовательной среде // Психолого-педагогические исследования. 2022. Т. 14, № 2. С. 64‒83. https://doi. org/10.17759/psyedu.2022140205
  24. Психологическая комфортность образования в сельской школе: результаты теоретико-эмпирического исследования: коллективная монография / под науч. ред. Л. В. Байбородовой, О. В. Коршуновой. Ярославль : РИО ЯГПУ ; Киров, 2021. 235 с. 
Поступила в редакцию: 
11.01.2023
Принята к публикации: 
15.03.2023
Опубликована: 
30.06.2023
Краткое содержание:
(загрузок: 22)