Для цитирования:
Давыдова Л. Н., Сатарова Л. А. Включенность подростков в поиск поведенческих паттернов для гармоничного взаимодействия с окружающим миром как фактор духовного развития личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12, вып. 1. С. 68-76. DOI: 10.18500/2304-9790-2023-12-1-68-76, EDN: ASKJNU
Включенность подростков в поиск поведенческих паттернов для гармоничного взаимодействия с окружающим миром как фактор духовного развития личности
Актуальность исследования определяется необходимостью решения научно-педагогической проблемы, связанной с изучением духовности, формирования на ее основе поведения подростков путем включения их в процесс овладения поведенческими паттернами. Обоснован замысел исследования, который состоит в понимании механизмов работы высших законов бытия, когда не только понимание, но и выстраивание жизни в соответствии с ними и законами добра приводит к осознанию того, что задуманное осуществляется естественным путем и это свидетельствует о гармоничном взаимодействии с окружающим миром. Отмечено, что духовность и нравственность не тождественны, но схожесть их определяется направленностью на формирование и регуляцию отношений с окружающим миром «изнутри». Цель: определение педагогических средств, способствующих активизации развития у подростков сознания, основанного на духовности. Гипотеза: если подвести подростков к пониманию основ организующей силы законов мироздания, вооружить их соответствующими поведенческими паттернами, то в результате накопленного опыта они смогут гармонично взаимодействовать с окружающим миром, достигая при этом максимальных успехов в повседневной жизни. Выборка: школьник и подростки (N = 52) в возрасте 14–15 лет (г. Астрахань). Методики: методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич), методика «Незаконченное предложение», уточняющая беседа, направленная на выявление особенностей понимания духовно-нравственных ценностей подростков и их отношений с окружающим миром. Результаты: на основании качественных изменений, произошедших в результате педагогического эксперимента, подтверждены значимость включенности подростков в поиск поведенческих паттернов для гармоничного взаимодействия с окружающим миром и его необходимость как фактора духовного развития личности. Вывод: использование тренинга «Искусство социального общения» способствовало активизации включенности подростков в поиск поведенческих паттернов для гармоничного взаимодействия с окружающим миром.
- Ярычев Н. У., Давыдова Л. Н., Колокольцева М. А., Веденькина М. В. Нравственное воспитание младших школьников: учеб. пособие. Грозный : Издво Чеченского государственного университета, 2019. 70 с.
- Давыдова Л. Н., Колокольцева М. А., Рябова Е. В. Инклюзивное образование и нравственные взаимоотношения: грани одной проблемы. М. : Ленанд, 2018. 200 с.
- Качанова Л. А. Формирование духовно-нравственных основ личности младшего школьника на уроках русского языка и литературного чтения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20, вып. 3. С. 340–345. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-3-340-345
- Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 4-е изд. М. : Просвещение, 2014. 23 с.
- О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401325792/ (дата обращения: 18.09.2022).
- Ожегов С. И. Словарь русского языка. М. : Издательство «Русский язык», 1986. С. 157.
- Современный философский словарь / под общ. ред. В. Е. Кемерова и Т. Х. Керимова. М. ; Екатеринбург : Академический проспект ; Деловая книга, 2015. 823 с.
- Сатарова Л. А. Некоторые аспекты духовного развития личности // Духовное становление личности в современных условиях: материалы Междунар. науч. конф. (18‒20 сентября 2002 г.) / ред. А. А. Деркач, О. В. Москаленко. Астрахань : Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та. 2002. С. 46.
- Белкин А. И., Тропина Л. П. Духовное воспитание в российском вузе на примере изучения подвижничества преподобного Сергия Радонежского // Интеграция образования. 2015. Т. 19, № 3 (96). С. 122‒130. https://doi.org/10.15507/Inted.080.019.201503.122
- Грыжанкова М. Ю.Духовно-нравственные ценности христианства как основание традиционных культурно-образовательных и воспитательных форм // Интеграция образования. 2014. Т. 18, № 4 (77). С. 60‒64. https://doi.org/10.15507/Inted.077.018.201404.060
- Еременко Т. В., Мартишина Н. В. Ценностные ориентации информационного поведения российских студентов в аспекте академической этики ( по материалам фокус-групп) // Педагогика. 2020. № 2. С. 75‒84.
- Al Majali S., Al Khaaldi K. Values of tolerance in relation to academic achievements, cultures, and gender among UAE universities students // International Journal of Instruction. 2020. Vol. 13, no. 3. P. 571‒586. https://doi.org/10.29333/iji.2020.13339a
- Lekes N., Houlfort N., Milyavskaya M., Hope N. H., Koestner R. The role of intrinsic values for self-growth and community contribution at different life stages: Differentially predicting the vitality of university students and teachers over one year // Personality and Individual Differences. 2016. Vol. 98. P. 48‒52. http://dx.doi.org/10.1016/j.paid.2016.03.093
- Lin C.-C. Gratitude and depression in young adults: The mediating role of self-esteem and well-being // Personality and Individual Differences. 2015. Vol. 87. P. 30‒34. https://doi.org/10.1016/j.paid.2015.07.017
- Thomas C., Zolkoski S. S. Preventing stress among undergraduate learners: The importance of emotional intelligence, resilience and emotion regulation // Frontiers in Education. 2020. Vol. 5, iss. 94. P. 1‒8. https://doi.org/10.3389/feduc.2020.00094
- Parrisius C., Gaspard H., Trautwein U., Nagengast B. The transmission of values from math teachers to their ninth-grade students: Different mechanisms for different value dimensions? // Contemporary Educational Psychology. 2020. Vol. 62. Article number 101891. https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2020.101891
- Schwartz S. H. Basic human values: Their content and Structure across countries // Values and Behaviour in Organizations / A. Tamayo, J. B. Porto, eds. Petrópolis, Brazil : Vozes, 2005. P. 257‒294. URL: https://publications.hse.ru/en/chapters/153053523 (дата обращения: 26.08.2022).
- Sagiv L., Schwartz S. H. Value Priorities and Subjective Well-Being: Direct Relations and Congruity Effects // European Journal of Social Psychology. 2000. Vol. 30, iss. 2. P. 177‒198. https://doi.org/10.1002/(SICI)1099-0992(200003/04)30:2<177::AID-EJSP982>3.0.CO;2-Z
- ФГОС «Основное общее образование»: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 11.12.2020) Зарегистрировано в Минюсте России 17 декабря 2010 г. № 1897 Основное общее образование. URL: https://https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 18.09.2022).
- Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность / ред. А. Карелин. М. : АСТ, 1997. 300 с.
- Фридман Л. М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М. : Просвещение, 1988. 207 с.