Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Белозерова Л. А., Поляков С. Д. Трансформация когнитивной сферы детей «цифрового поколения»: опыт анализа // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 1. С. 23-32. DOI: 10.18500/2304-9790-2021-10-1-23-32

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 373)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159 .92

Трансформация когнитивной сферы детей «цифрового поколения»: опыт анализа

Авторы: 
Белозерова Лилия Алмазовна, Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
Поляков Сергей Данилович, Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
Аннотация: 

 Рассматривается проблема изменения когнитивной сферы детей и подростков цифрового поколения – «поколения Z» – в контексте влияния социокультурных процессов и цифровых технологий на психику человека. Анализируются данные и модели изменения восприятия, мышления, памяти, внимания в процессе трансформации социокультурной ситуации. Приведены доводы в пользу позиции, акцентирующей неоднозначный характер влияния цифровых технологий на когнитивное развитие современного человека. Подчеркивается, что эта неоднозначность проявляется как в дефиците развития «классических» когнитивных механизмов, так и в порождении помогающих адаптации молодого человека к реалиям современной социокультурной ситуации новых культурных (в смысле, определяемом Л. С. Выготским) инструментов. Ставится проблема соотнесения языка «классической» психологии познавательных процессов и фиксируемых в новых языковых формах когнитивных особенностей молодых людей. Проблематизируется тезис о рассмотрении психологических характеристик «поколения Z» как относительно всеобщих. Утверждается, что приводимые в исследованиях данные о современных подростках стоит трактовать как особенности наиболее сензитивной к «цифровому наступлению» части возрастной когорты. Рассматривается место проблематики проведенного анализа в решении задачи индивидуализации образования в соотнесении с психолого-педагогическими особенностями подростков, описываемых как «поколение Z», и современными образовательными технологиями.

Список источников: 
  1. Мангейм К. Проблема поколений / пер. с англ. В. А. Плунгяна, А. Ю. Урманчиевой // Новое литературное обозрение. 1998. № 30. С. 7–47.
  2. Шамис Е., Антипов А. Теория поколений [Электронный ресурс]. URL: https://www.psycho.ru/library/2581 (дата обращения: 09.08.2019).
  3. Howe N., Strauss W. Generations: The History of Americas Future. 1584 to 2069. N.Y. : Quill William Morrow, 1991. 544 p.
  4. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants. Part I. On the Horizon. 2001. Vol. 9, iss. 5. P. 1‒6. DOI: https://doi.org/10.1108/10748120110424816 [Электронный ресурс]. URL: http://www.marcprensky.com/writing/Prensky%20 -%20Digital%20Natives%20Digital%20Immigrants%20 -%20Part1.pdf (дата обращения: 04.02.2018).
  5. Prensky М. Digital Natives, Digital Immigrants. Part II: Do they really think differently? On the Horizon. 2001. Vol. 9, iss. 6. P. 1‒6. DOI: https://doi.org/10.1108/10748120110424843 [Электронный ресурс]. URL: http://www.marcprensky. com/writing/Prensky%20-%20Digital%20Natives,%20Digital%20Immigrants%20-%20Part2.pdf (дата обращения: 04.06.2018).
  6. Tapscott D. Grown Up Digital: How the Net Generation is Changing Your World. McGraw-Hill Companies. 2008. 384 р. [Электронный ресурс]. URL: http://socium.ge/downloads/komunikaciisteoria/eng/Grown_Up_Digital_-_How... World_%28Don_Tapscott%29.pdf (дата обращения: 16.09.2018).
  7. Безбогова М. С., Ионцева М. В. Социально-психологический портрет современной молодежи // Интернет-журнал «Мир науки». 2016. Т. 4, № 6. URL: http://mir-nauki.com/PDF/35PSMN616.pdf (дата обращения: 27.01.2020).
  8. Годик Ю. О. «Цифровое поколение» и новые медиа // Медиаскоп. 2011. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://www.mediascope.ru/node/838 (дата обращения: 10.08.2020).
  9. Димухаметов Р. С. Цифровые аборигены... Какие они? // Здравоохранение, образование и безопасность. 2016. № 1 (5). С. 88–96.
  10. Rothman D. A Tsunami of Learners Called Generation Z [Электронный ресурс]. URL: http://mdle.net/Journal/A_Tsunami_of_Learners_Called_Generation_Z. pdf (дата обращения: 23.12.2019).
  11. Богачева Н. В., Сивак Е. В. Мифы о «поколении Z» // Современная аналитика образования. 2019. № 1 (22). С. 1‒64.
  12. Голубинская А. В. Нейрокогнитивный подход к исследованию поколения Z // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. № 1, т. 1. С. 161–167.
  13. КолинК. К. Информационная антропология: поколение Next и новая угроза психологического расслоения человечества в информационном обществе // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2011. № 4 (28). С. 32–36.
  14. Лысак И. В., Белов Д. П. Влияние информационнокоммуникационных технологий на особенности когнитивных процессов // Известия ЮФУ. Технические науки. 2013. № 5 (142). С. 256–264.
  15. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Нестик Т. А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М. : Смысл, 2017. 375 с.
  16. George M. J., Odgers C. L. Seven fears and the science of how mobile technologies may be infl uencing adolescents in the digital age // Perspectives on Psychological Science. 2015. Vol. 10, iss. 6. P. 832–851. DOI: https://doi.org/10.1177/1745691615596788
  17. Giedd J. N. The digital revolution and adolescent brain evolution // Journal of Adolescent Health. 2012. Vol. 51, № 2. Р. 101–105. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jadohealth.2012. 06.002
  18. Issa T., Isaias P. Internet factors infl uencing generations Y and Z in Australia and Portugal : A practical study // Information Processing & Management. 2016. Vol. 52, № 4. P. 592–617. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ipm.2015.12.006
  19. Wilmer H. H., Sherman L. E., Chein J. M. Smartphones and Cognition: A Review of Research Exploring the Links between Mobile Technology Habits and Cognitive Functioning // Frontiers in Psychology. 2017. Vol. 8. Art. 605. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.00605
  20. Нечаев В. Д., Дурнева Е. Е. «Цифровое поколение»: психолого-педагогическое исследование проблемы // Педагогика. 2016. № 1. С. 36–45.
  21. Рубцова О. В. Цифровые технологии как новое средство опосредования (Часть первая) // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15, № 3. С. 117–124. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2019150312
  22. Рубцова О. В. Цифровые технологии как новое средство опосредования (Часть вторая) // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15, № 4. С. 100–108. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2019150410
  23. Марцинковская Т. Д. Информационная социализация подростков // Образовательная политика. 2010. № 4 (42). С. 30–35.
  24. Симакова С. И. Визуализация в СМИ: вынужденная необходимость или объективная реальность? // Вестник Самарского университета. История. Педагогика. Филология. 2017. Т. 23, № 1.2. С. 135–140.
  25. Масленкова Н. А. Читатель Web 2.0: читательская перцепция в контексте новых медиа // Дискурс современных масс-медиа в перспективе теории, социальной практики и образования : сб. науч. работ / под ред. Е. А. Кожемякина, А. В. Полонского, А. Г. Ходеева. Белгород : КОНСТАНТА, 2014. С. 301–308.
  26. Орлова О. В., Титова В. Н. Образовательные вызовы нового поколения: геймификация процесса чтения как способ организации текстовой деятельности (на примере проекта USATODAY) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. Вып. 7 (172). С. 76–80.
  27. Тенхунен П. Ю., Елисеева Ю. А. Особенности восприятия учебной информации современными студентами: потенциал визуальной концептуализации // Интеграция образования. 2015. Т. 19, № 4. С. 28–34. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.081.019.201504.028
  28. Войскунский А. Е. Интернет как пространство познания: психологические аспекты применения гипертекстовых структур // Современная зарубежная психология. 2017. Т. 6, № 4. С. 7–20. DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2017060401
  29. Щепилова Г. Г., Аникина М. Е., Пушкарева Д. А., Ермошкина Т. А., Искаков Д. З., Кобзев М. В. Восприятие длинных текстов поколением «цифровых островитян» // Медиаскоп. 2016. Вып. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://mediascope.ru/?q=node/2089 (дата обращения: 27.12.2019).
  30. Chun Ch., Dudoit K., Fujihara Sh., Gerschenson M., Kennedy A., Koanui B., Ogata V., Stearns J. Teaching Generation Z at the University of Hawai‘I [Электронный ресурс]. URL: https://www.hawaii.edu/ovppp/Leaders/ files/2015-2016-Projects/PELP_GenZ_PaperV.6.0-5.4.16.pdf (дата обращения: 10.08.2019).
  31. Фрумкин К. Г. Глобальные изменения в мышлении и судьба текстовой культуры // Ineternum. 2010. Т. 1. С. 26‒36.
  32. Старицына О. А. Клиповое мышление vs образование. Кто виноват и что делать? // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7, № 2 (23). С. 270–274.
  33. Ромашина Е. Ю., Тетерина И. И. Развитие мышления подростков в условиях современного информационного пространства: пилотное исследование // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=12749 (дата обращения: 21.08.2020).
  34. Горобец Т. Н., Ковалев В. В. «Клиповое мышление» как отражение перцептивных процессов и сенсорной памяти // Мир психологии. 2015. № 2 (82). С. 94–100.
  35. Семеновских Т. В. «Клиповое мышление» – феномен современности // Оптимальные коммуникации : эпистемологический ресурс Академии медиаиндустрии и кафедры теории и практики общественной связности РГГУ [Электронный ресурс]. URL: http:// jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208 (дата обращения: 30.04.2019).
  36. Поляков C. Д., Белозерова Л. А., Вершинина В. В., Данилов С. В., Кривцова Н. С. «Клиповое мышление» у старшеклассников и студентов : опыт исследования // ВестникМосковского университета. Серия 14. Психология. 2019. № 4. С. 126–143. DOI: https://doi.org/10.11621/vsp.2019.04.126
  37. Смолл Г., Ворган Г. Мозг онлайн : человек в эпоху Интернета / пер. с англ. Б. Козловского. М. : КоЛибри, 2011. 349 с.
  38. Loh K.K., Kanai R. How Has the Internet Reshaped Human Cognition // The Neuroscientist. 2015. Vol. 22, iss. 5. Р. 506–520. DOI: https://doi.org/10.1177/1073858415595005
  39. Wegner D. M., Erber R., Raymond P. Transactive Memory in Close Relationships // Journal of Personality and Social Psychology. 1991. Vol. 61, № 6. P. 923–929. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-3514.61.6.923
  40. Sparrow B., Liu J., Wenger D. M. Google effects on memory: Cognitive consequences of having information at our fi ngertips // Science. 2011. Vol. 333, iss. 6043. P. 776–778. DOI: https://doi.org/10.1126/science.1207745
  41. Сапа А. В. Поколение Z – поколение эпохи ФГОС // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 2. С. 24–30.
  42. Фаликман М. В. Методология конструктивизма в психологии познания // Obilis in mobili: личность в эпоху перемен / под общ. ред. А. Асмолова. М. : Издательский дом ЯСК, 2018. С. 199–212.
  43. Праслов М. С. Психологические особенности представителей цифрового поколения [Электронный ресурс] // Коллекция гуманитарных исследований. 2016. № 3. URL: http://j-chr.com/ru/site/journal/10/article/59 (дата обращения: 17.04.2020).
  44. Солдатова Г., Трифонова А. Медиамногозадачность : стоит ли беспокоиться? // Дети в информационном обществе. 2017. № 3 (28). С. 24–37.
  45. Ophir E., Nass C., Wagner A. D., Pozner M. I. Cognitive Control in Media Multitaskers // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2009. Vol. 106, № 37. P. 15583–15587 [Электронный ресурс]. DOI: https://doi.org/10.1073/pnas.0903620106. URL: http://www.pnas.org/content/106/37/15583.full (дата обращения: 15.05.2019).
  46. Moisala M., Salmela V., Hietajärvi L., Solo E., Carlson S., Salonen O. Media multitasking is associated with distractibility and increased prefrontal activity in adolescents and young adults // Neuroimage. 2016. Vol. 134. Р. 113–121. DOI: https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2016.04.011
  47. Monsell S. Task switching // Trends in Cognitive Sciences. 2003. Vol. 7, № 3. Р. 134–140. DOI: https://doi.org/10.1016/S1364-6613(03)00028-7
  48. Uncapher M. R., Wagner A. D. Minds and brains of media multitaskers: Current fi ndings and future directions // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2018. Vol. 115, № 40. P. 9889–9896. DOI: https://doi.org/10.1073/pnas.1611612115
  49. Кузнецова Е. В., Резер Т. М. Клиповое мышление как фактор изменения образовательных технологий в высшей школе // Акмеология профессионального образования : материалы 14-й Всерос. науч.-практ. конф. / ред. О. Б. Акимова, Н. К. Чапаев, Н. В. Ломовцева. Екатеринбург : Изд-во Российского государственного профессионально-педагогического университета, 2018. С. 367–370.
Поступила в редакцию: 
18.09.2020
Принята к публикации: 
13.12.2020
Опубликована: 
31.03.2021