Для цитирования:
Рогов Е. И. Становление профессионального самосознания в вузе: содержание и оценка // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 4. С. 307-311. DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-4-307-311
Становление профессионального самосознания в вузе: содержание и оценка
Проанализированы подходы к содержанию профессионального самосознания. Показано сходство взглядов большинства авторов на содержание самосознания, которое представлено професси- ональными образами, определяющими видение развивающимся субъектом окружающего мира. Образы профессионального са- мосознания, обсуждаемые в разных исследованиях, могут быть разделены на три группы, соответствующие направлениям ав- торской концепции профессионализации личности, включая раз- витие профессионально важных качеств субъекта и отношение к ним, представления о профессиональной деятельности, а также о своей включенности в профессиональную среду и построении профессиональных взаимоотношений. Сопоставление образного содержания профессионального самосознания с предлагаемы- ми в научной лите ратуре критериями его сформированности, к которым относят уровень профессиональной подготовки и про- фессионального мастерства, возможности регуляции текущей деятельности, способность к самопомощи, успешность руковод- ства, социальные потребности, особенности мышления, умения взаимодействовать и проч. выявило наличие противоречий. Не- согласованность наблюдается также между содержанием само- сознания и большинством предлагаемых способов его развития, не имеющих направленности на формирование профессиональ- ных представлений. В заключение автором предлагается свое видение возможности решения данной проблемы, когда профес- сиональные представления должны выступать в качестве пока- зателя сформированности профессионального самосознания и, следовательно, важнейшим психологическим критерием эффек- тивности профессионального образования.
1. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для не- посвященных / пер. с англ. А. И. Федорова. СПб., 1992. 495 с.
2. Обносов В. Н. Динамика профессиональных представ- лений учащихся ПТУ при разных способах введения в профессию // Вопр. психологии. 1986. № 6. С. 28–33.
3. Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л., 1988. 168 с.
4. Рогов Е. И., Желдоченко Л. Д. Роль профессиональных представлений в формировании траектории професси- онального развития // Изв. Юж. фед. ун-та. Педагоги- ческие науки. 2015. № 12. С.107–113.
5. Рогов Е. И. Особенности представления о деятельности в сознании субъекта // Изв. Юж. фед. ун-та. Педагоги- ческие науки. 2014. № 10. С. 39–52.
6. Рогов Е. И. Психология становления профессионализ- ма. Ростов н/Д, 2016. 340 с.
7. Брагина В. Д. представление о профессии и самооцен- ке и профессионально значимых качеств у учащейся молодежи // Вопр. психологии. 1976. № 2. С. 146–149.
8. Фисенко О. С. Общечеловеческие ценности как соци- окультурные концепты // Социокультурные концепты в социальной работе. М., 2015. С. 3–32.
9. Борозинец Н. М. Дефиниция «профессиональное самосознание» в трудах отечественных и зарубеж- ных учёных // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 1 (44). С. 16–18.
10. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.
11. Миронова Т. Л. Самосознание профессионала. Улан- Удэ, 1999. 200 с.
12. Пряжникова Е. Ю. Организационно-методические основы деятельности профконсультанта службы за- нятости. М., 2001. 201 с.
13. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. 351 c.
14. Джанерьян С. Т. Профессиональная Я-концепция : системный подход : дис. … д-ра психол. наук. Ростов н/Д, 2005. 442 с.
15. Митина Л. М. Психология профессионального раз- вития учителя. М., 1998. 200 с.
16. Ефремов Е. Г. Особенности формирования профес- сионального самосознания на различных стадиях профессионального обучения, на примере студентов- психологов : дис. … канд. психол. наук. Томск, 2000. 22 с.
17. Лазарева Ю. В. Модель формирования профессио- нального самосознания студентов педагогов-психоло- гов посредством системы педагогических практик // Педагогическое образование в России. 2014. № 9 . С. 115–121.
18. Вачков И. В. Развитие самосознания учителей и уча- щихся в полисубъектном взаимодействии : автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2002. 48 с.
19. Большакова О. Н. Исследование самостоятельной дея- тельности инновационной направленности студентов и возможности ее развития // Высшее образование в России. 2010. № 11. С. 53–56.
20. Козиев В. Н. Психологический анализ профессиональ- ного самосознания учителя : дис. … д-ра психол. наук. Л., 1980. 205 с.
21. Richards K. C., Campenni C. E., Muse-Burke J. L. Selfcare and well-being in mental health professionals : the mediating effects of self-awareness and mindfulness // Journal of Mental Health Counseling. 2010. Vol. 32, no. 3. URL:. http://www.biomedsearch.com/article/Selfcare-well-being-in/233291361.html (дата обращения: 25.06.2017).
22. Ashley G. C., Reiter-Palmon R. Self-awareness and the Evolution of Leaders: The Need for a Better Measure of Self-awareness // Journal of Behavioral and Applied Management. 2012. Vol. 14, no. 1, September, pр. 2–16.
23. Seitchik M., Gresh B. Fast-Cycling Self-Awareness to Develop Better Leaders // People & Strategy, 2010, vol. 33, no. 3, September. pр. 52–55.
24. Семенова Е. А. Формирование профессионального самосознания студентов // Сибир. психол. журн. 2014. № 51. С. 40–52.
25. Brown D. B., Bravo A. J., Roos C. R., Pearson M. R. Five Facets of Mindfulness and Psychological Health: Evaluating a Psychological Model of the Mechanisms of Mindfulness // Mindfulness. 2015. Vol. 6, iss. 5, October, pp. 1021–1032.
26. Mackey R. A., Mackey E. F. Personal psychotherapy and the development of a professional self // Families in Society, 1994, № 75, pp. 490–498.