Образец для цитирования:

Леонов Н. И., Хасан Х. Ф. Соотношение адаптации и совладающего поведения иностранных студентов в России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 1. С. 44-47. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-1-44-47


УДК: 
316.6
Язык публикации: 
английский

Соотношение адаптации и совладающего поведения иностранных студентов в России

Аннотация: 

Цель исследования, представленного в статье, заключается в обобщении и теоретико-эмпирическом изучении проблемы соотношения адаптации и совладающего поведения иностранных студентов в России. Выраженной тенденцией является увеличение количества иностранных студентов, желающих получить высшее образование в России. Не только расширяется «география» контингента зарубежных обучающихся, но и увеличивается количество российских вузов, готовых принять иностранных студентов. В современном поликультурном образовании от личности требуется активная адаптация к неизбежным изменениям, обусловленным самой спецификой международно ориентированного вуза. Расширение практики академической мобильности (образовательной, коммуникативной, социокультурной и др.) порождает множество разнообразных проблем и рисков. Обобщены данные фундаментальных и прикладных исследований, посвященных проблеме адаптации и копинг-поведения иностранных студентов. Отмечено, что адаптация иностранных студентов – это комплексное явление, включающее несколько разноуровневых видов адаптации (физическая, нравственно-информационная, социокультурная и т. д.). Успешность процесса адаптации обеспечивается адекватным взаимодействием иностранных студентов с социокультурной и интеллектуальной средой вуза. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в разработке образовательных программ академической мобильности студентов, а также программ молодежной политики.

Библиографический список

1. Pugachev I. A., Budiltseva M. B., Varlamova I. Y. Adaptation of Foreign Students to the Conditions of Life and Education in Russia: A Complex Approach. RUDN Journal of Language Education and Translingual Practices, 2018, vol.15, no. 2, pp. 225–235 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8011-2018-15-2-225-235
2. Krivtsova I. O. Sociocultural adaptation of foreign students to the educational environment of a Russian university. Fundamental’nyye issledovaniya [Basic Research], 2011, no. 8, pp. 284–288 (in Russian).
3. Berestneva O. G., Marukhina O. V., Shcherbakov D. O. The problem of adaptation of foreign students as a problem of adaptation of the activity subject to the modifi ed conditions. Nauchnoe obozrenie. Psikhologicheskie nauki [The Scientifi c Review. Psychological Science], 2014, no. 1, pp. 15–16 (in Russian).
4. Ryaguzova Е. V. The Script Adaptation of Foreign Students in Russia. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2018, vol. 18, iss. 1, pp. 63–73 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2018-18-1-63-73
5. Shamionov R. M. Attitude to change and tolerance to uncertainty as predictors of adaptability and adaptive readiness. Rossiiskiy psikhologicheskiy zhurnal [Russian Psychological Journal], 2017, vol. 14, no. 2, pp. 90–104 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.21702/rpj.2017.2.5
6. Bocharova E. E. The person’s adaptive readiness to social changes. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2015, vol. 4, iss. 1, pp. 45–51 (in Russian).
7. Kryukova T. L. Age and cross-cultural differences in coping strategies. Psikhologicheskiy zhurnal [Psikhologicheskiy zhurnal], 2010, vol. 26, no. 2, pp. 5–15 (in Russian).
8. Kryukova T. L. Psikhologiya sovladayushchego povedeniya [Psychology of Coping Behavior]. Kostroma, Avantitul Publ., 2004. 343 p. (in Russian)
9. Sovladayushcheye povedeniye: Sovremennoye sostoyaniye i perspektivy [Coping Behavior: Current Status and Prospects]. A. L. Zhuravleva, T. L. Kryukova, E. A. Sergienko, eds. Moscow, IP RAS, 2008. 474 p. (in Russian).
10. Krupnov A. I., Sheptura A. V. Psychological differences in the manifestation of adaptability in different groups of foreign students. RUDN Journal. Ser. Psychology and Pedagogics, 2014, no. 3, pp. 66–70 (in Russian).
11. Ivanova N. L., Mnatsakanyan I. A. Cross-cultural adaptation of students. Voprosy psychologii [Voprosy Psychologii], 2006, no. 5, pp. 90–100 (in Russian).
12. Leonov N. I., Hasan H. F. Coping resources of foreign students in diffi cult life situations. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Ser. Filosofi ya. Psikhologiya. Pedagogika [Bulletin of the Udmurt. University. Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy], 2019, vol. 29, iss. 3, pp. 291‒297 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.35634/2412-9550-2019-29-3-291-297
13. Nartova-Bochaver S. K. Coping behavior in the system of concepts of psychology. Psikhologicheskiy zhurnal [Psikhologicheskiy zhurnal], 1997, vol. 18, no. 5, pp. 20‒30 (in Russian).
14. Lazarus R. S., Folkman S. Stress, Appraisal and Coping. New York, Springer Publishing House, 1984. 456 p.
15. Haan N. Proposed model of ego functioning: coping and defense mechanisms in relationship to IQ change. Psychological Monographs: General and Applied, 1963, vol. 77, no. 8, pp. 1–23. DOI: https://doi.org/10.1037/h0093848
16. Antsyferova L. I. Personality in diffi cult life conditions: rethinking, transformation of situations and psychological defense. Psikhologicheskiy zhurnal [Psikhologicheskiy zhurnal], 1994, vol. 15, no. 1, pp. 3–18 (in Russian).
17. Korzhova E. I. Psychology of life orientations of the person. St. Petersburg, RKhGA Publ., 2006. 384 p. (in Russian).
18. Yashchenko Ye. F., Lashchenko D. A., Lazorak O. V. Subjective comfort, coping strategies and types of accentuations of personality of Russian and Indonesian university students. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Kemerovo State University], 2019, vol. 1, no. 2, pp. 467‒ 477 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-2-467-477
19. Pilishvili T. S., Shabdanbekova Z. Sh. Coping strategies and the time perspective of the personality of Russian and Kyrgyz students. Gumanizatsiya obrazovaniya [Gumanizatsiya obrazovaniya], 2017, no. 4, pp. 72‒78 (in Russian).

Полный текст в формате PDF (на русском языке):
(downloads: 16)
Краткое содержание (на английском языке):
(downloads: 9)