Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Лукьянова М. И., Гмызина Г. Н., Старостина Н. Н. Развитие критического мышления студентов в процессе изучения иностранного языка // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 2. С. 104-112. DOI: 10.18500/2304-9790-2019-8-2-104-112

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 148)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
378

Развитие критического мышления студентов в процессе изучения иностранного языка

Авторы: 
Лукьянова Маргарита Ивановна, Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
Гмызина Галина Николаевна, Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
Старостина Наталья Николаевна, Ульяновский государственный технический университет
Аннотация: 

Цель исследования, представленного в статье, заключается в разработке модели развития критического мышления как условия и способа успешного овладения иностранным языком. Показана связь между развитием критического мышления и эффективностью овладения иностранным языком у студентов, обучающихся по профилю подготовки 45.03.02 «Лингвистика» (уровень бакалавриата). Гипотеза исследования – применение технологии развития критического мышления способствует повышению эффективности обучения студентов английскому языку. Выделен и описан методологический подход, необходимый для разработки данной модели, а также определены педагогические принципы и охарактеризованы педагогические условия, необходимые для реализации данной модели в процессе преподавания иностранного языка. Представлено подробное описание всех этапов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), разработанной американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом и Ч. Темплом, которая является основным методом развития критического мышления в рамках разрабатываемой модели. Предложен адаптированный вариант данной технологии, который учитывает специфику будущей профессиональной деятельности студентов, принимающих участие в экспериментальной работе. Адаптированный вариант технологии развития критического мышления предполагает сохранение технологического алгоритма ТРКМЧП и учет специфики будущей профессиональной деятельности студентов при выборе методических приемов.

Список источников: 

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (уровень бакалавриата)» : приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 № 940. М., 2014. 12 с.
2. Бериша Н. С., Новиков А. Л., Новикова И. А., Шляхта Д. А. Индивидуально-личностные факторы успешности освоения иностранного языка студентами-лингвистами // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 1. С. 4–15. DOI: https://doi.org/10.185002304-9790-2018-7-1-4-15
3. Истомина Е. М. О необходимости формирования критического мышления у студентов на занятиях иностранного языка // Наука ЮУрГУ : материалы 67-й науч. конф. Челябинск, 2015. С. 1063–1067.
4. Байрамов А. С. Динамика развития самостоятельности и критичности мышления у детей младшего школьного возраста. Баку, 1968. 296 с.
5. Старостина Н. Н. Теоретико-методические основы изучения процесса социализации личности // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 5. С. 70–173.
6. Леонтьев А. А. Развитие мышления в процессе обучения // Сибир. психол. журн. 2011. № 40. С. 40–45.
7. Курбанова Ф. А. Роль содержания образования в формировании и развитии критического мышления школьников // Изв. Южн. федер. ун-та. Педагогические науки. 2013. № 10. С. 113–118.
8. Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование : феномен, концепция, технологии. Волгоград, 2000. 148 с.
9. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1999. 534 с.
10. Майборода С. В. Коммуникативно-когнитивный подход в обучении связной речи иностранных студентов-медиков // Педагогика высшей школы. 2016. № 1. С. 66–68.
11. Узтурк Ф. Основы формирования критического мышления в обучении английскому языку в школах нового типа. Душанбе, 2016. 169 с.
12. Самойлов Л. П. Стратегии и принципы взаимодействия преподавателя и студента в высшей школе : субъектсубъектный подход // Изв. Волгогр. гос. тех. ун-та. 2009. Т. 10, № 6. С. 146–148.
13. Лукьянова М. И. Развитие компетентности учителя в личностно ориентированной педагогической деятельности. Ульяновск, 2008. 264 с.
14. Туласынова Н. Ю. Развитие крмитического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку : автореф. дис. … канд. пед. наук. Якутск, 2010. 21 с.
15. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. М., 2011. 223 с.
16. Тест-опросник критического мышления. URL: http://psyhoinfo.ru/test-oprosnik-kriticheskogo-myshleniyakm-0 (дата обращения: 25.09.2018).
17. Barker H., Cunningham S., Moor P. Cutting Edge Intermediate Teacher’s Book. Longman, 2000. 175 p.

Опубликована: 
30.05.2019