Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Гагарина М. А., Елистратова Е. Д., Устинов Д. А. Отношение к кредиту и долгу: роль кредитной компетентности и личностных черт // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 2. С. 170-177. DOI: 10.18500/2304-9790-2020-9-2-170-177

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 71)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.624.2

Отношение к кредиту и долгу: роль кредитной компетентности и личностных черт

Авторы: 
Гагарина Мария Анатольевна, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Елистратова Елена Дмитриевна, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Устинов Дмитрий Алексеевич, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Аннотация: 

Цель исследования, представленного в статье, – изучение особенностей отношения к долгу и кредиту и финансовой грамотности у молодежи, принимавшей и не принимавшей участия в игре «Кредитный портфель», направленной на повышение уровня кредитной компетенции, сравнение отношения к долгу и кредиту респондентов до и после введения законов, защищающих интересы заемщиков. Основная гипотеза: респонденты, решавшие задачи на финансовую грамотность, после участия в игре «Кредитный портфель» будут принимать более рациональные решения; участие в игре повлияет на оценку понятий «долг» и «кредит». Респонденты (N = 188) в возрасте от 17 до 21 года (M = 18,8; SD = 1,99) – студенты вузов, обучающиеся по направлению «Экономика», 100 человек из которых опрошены в 2019 г., 88 человек – в 2013 г. Методики исследования: «Семантический дифференциал» (слова «долг» и «кредит»), задачи на определение уровня финансовой грамотности, опросник «Большая пятерка». В эксперименте контрольная группа заполняла анкеты до, а экспериментальная – после участия в игре «Кредитный портфель». Установлено, что контрольная и экспериментальная группы не различаются по личностным чертам. Получены достоверные различия по шкале семантического дифференциала «активность» долга и по задачам на финансовую грамотность. Экспериментальная группа оценивает долг как менее активный и имеет более высокие результаты по финансовой грамотности. Сделан вывод, что участие в игре актуализирует имеющиеся у респондентов знания о начислении процентов по кредиту, накоплении суммы задолженности, а также приводит к снижению у студентов уверенности в легкости погашения долгов. Проведено сравнение результатов оценок долга и кредита с результатами 2013 г., показавшее, что отношение к кредиту стало более позитивным.

Список источников: 

1. Alessie R., Van Rooij M., Lizard A. Financial Literacy, Retirement Planning and Household Wealth // The Economic Journal. 2012. Vol. 122, no. 560. P. 449–478. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1468-0297.2012.02501.x
2. Lusardi A. Financial literacy : Do people know the ABCs of fi nance? // Public Understanding of Science. 2015. Vol. 24 (3). P. 260–271. DOI:  https://doi.org/10.1177/0963662514564516
3. Bateman H., Eckert C., Geweke J., Louviere J., Thorp S., Satchell S. Financial Competence and Expectations Formation: Evidence from Australia // Economic Record. 2012. Vol. 88, iss. 280. P. 39–63. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1475-4932.2011.00766.x
4. Allgood S., Walstad W. The Effects of Perceived and Actual Financial Literacy on Financial Behaviors // Economic Inquiry. 2016. Vol. 54, no. 1. P. 675–697. DOI: https://doi.org/10.1111.ecin.12255
5. Lin X., Bruhn A., William J. Extending Financial Literacy to Insurance Literacy : A Survey Approach // Accounting & Finance. 2019. Vol. 59. P. 685–713. DOI: https://doi.org/10.1111/acfi .12353
6. Huston S. J. Measuring Financial Literacy // Journal of Consumer Affairs. 2010. Vol. 44. no. 2. P. 296–316. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1745-6606.2010.01170.x
7. Huston S. J. Financial Literacy and the Cost of Borrowing // International Journal of Consumer Studies. 2012. Vol. 36, no. 5. P. 566–572. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/j.1470-6431.2012.01122.x
8. Lusardi A., Mitchell O. S. Financial Literacy around the World : An Overview // Journal of Pension Economics & Finance. 2011. Vol. 10, iss. 4. P. 497–508. DOI: https://doi.org/10.1017/S1474747211000448
9. Lusardi A., Mitchell O. S. Financial Literacy and Retirement Planning: New Evidence from the Rand American Life Panel // Michigan Retirement Research Center Research. 2007. Paper No. WP, 157 [Электронный ресурс]. URL: https://www.dartmouth.edu/alusardi/Papers/American_ Life_Panel.pdf (дата обращения: 22.11.2019). 
10. Van Rooij M., Lusardi A., Alessie R. Financial literacy and stock market participation // Journal of Financial Economics. 2011. Vol. 101 (2). P. 449–472. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jfi neco.2011.03.006
11. Gerardi K., Goette L., Meier S. Financial Literacy and Subprime Mortgage Delinquency : Evidence from a Survey Matched to Administrative Data // Federal Reserve Bank of Atlanta. Working Paper Series. 2010. Vol. 2010, no. 10. 54 p. [Электронный ресурс]. URL: https://www.frbatlanta.org//media/documents/research/publications/wp/201... (дата обращения: 22.11.2019).
12. Pak T.-Y. Financial Literacy and High-Cost Borrowing: Exploring the Mechanism // International Journal of Consumer Studies. 2018. Vol. 42, no. 3. P. 283 – 294. DOI: https://doi.org/10.1111/ijcs.12429
13. Norvilitis J. M., Merwin M. M., Osberg T. M., Roehling P. V., Young P., Kamas M. M. Personality factors, money attitudes, fi nancial knowledge, and credit-card debt in college students // Journal of Applied Social Psychology. 2006. Vol. 36, no. 6. P. 1395–1413. DOI: https://doi.org/10.1111/j.0021-9029.2006.00065.x
14. Николенко Ю. С., Калита В. В. Семантическая структура и содержание образа российского рубля и конкретных мировых валют // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2007. № 9. С. 91–99.
15. Грецов А. Г., Азбель А. А. Психологические тесты для старшеклассников и студентов. СПб. : Питер, 2012. 210 с.
16. Гагарина М. А. Влияние представлений о долговом поведении на принятие решений // Гуманитарные науки. Вестн. Финансового университета. 2014. № 4 (16). С. 58–65.
17. Amar M., Ariely D., Ayal Sh., Cryder C., Rick S. Winning the battle but losing the war : The Psychology of Debt Management // Journal of Marketing Research. 2011. Vol. XLVIII (Special Issue). P. 38–50.
18. Гагарина М. А., Савченко Д. В., Смурыгина А. А. Психология долгового поведения: почему заемщики не возвращают кредиты? // Учен. записки Российского государственного социального университета. 2014. Т. 2, № 4 (127). С. 193–201.
19. Канеман Д. Думай медленно… решай быстро. М. : АСТ, 2018. 653 с.
20. Гагарина М. А., Павлова О. Е. Ограниченная рациональность и долговое поведение работающих и неработающих россиян // Социальная политика и социология. 2013. № 3-2 (95). С. 251–265.
21. Гагарина М. А. Ответственность и юридическая грамотность заемщиков как факторы отсутствия долгов // Научное обозрение : гуманитарные исследования. 2017. № 7. С. 79–88.
22. Lea S. E. G., Webley P., Levine R. M. The economic psychology of consumer debt // Journal of Economic Psychology. 1993. Vol. 14, iss. 1. P. 85–119. DOI: https://doi.org/10.1016/0167-4870(93)90041-I

Опубликована: 
01.06.2020