Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Ткачева М. С. Особенности стереотипных представлений о школьниках у студентов разных педагогических специальностей // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 2. С. 178-186. DOI: 10.18500/2304-9790-2020-9-2-178-186

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 278)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.9

Особенности стереотипных представлений о школьниках у студентов разных педагогических специальностей

Авторы: 
Ткачева Мария Сергеевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Цель исследования, представленного в статье, заключается в изучении стереотипных представлений студентов – будущих педагогов о школьниках. Предположительно наличие различий в содержании и выраженности стереотипов у студентов – будущих учителей и будущих педагогов-психологов, что может быть обусловлено различием видов их педагогической деятельности и разной степенью глубины подготовки в области психологии. Применена авторская модификация метода множественной идентификации, предполагающего оценку испытуемыми вероятности попадания представителя какой-либо социальной категории в определенные ситуации. Авторский вариант включает 20 возможных ситуаций и 14 категорий учеников, также отдельно оценивалась вероятность попадания в каждую ситуацию мальчика или девочки. Исследование выполнено на выборке студентов (N = 50) факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, обучающихся по профилям «Начальное образование» (n = 22) и «Психология образования» (n = 28). Выборки показали большое сходство в содержании и степени выраженности стереотипных представлений. Показано, что наибольшее количество позитивных стереотипов связано с категориями «ученик из семьи педагогов» («Начальное образование» – 9, «Психология образования» – 10) и «ученик из семьи научных работников» («Начальное образование» – 12, «Психология образования» – 9), а также скорее положительно воспринимается категория «ученик из религиозной семьи». Больше всего негативных стереотипов имеет категория «ученик из неблагополучной семьи» – по 9 в обеих выборках. Различия между выборками связаны с тем, что у студентов, обучающихся по профилю «Начальное образование», имеются отдельные стереотипы, связанные с состоянием здоровья, внешним видом и физическим развитием школьников, тогда как студенты, обучающиеся по профилю «Психология образования», не имеют их вовсе. Этнические стереотипы в обеих выборках малочисленны, но более интенсивно выражены у студентов, обучающихся по профилю «Психология образования». Гендерные стереотипы в большей мере присущи выборке по профилю «Начальное образование».

Список источников: 

1. ЛиппманУ. Общественноемнение. М. : Институтфонда «Общественное мнение», 2004. 384 с.
2. Ослон А. Уолтер Липпман о стереотипах : выписки из книги «Общественное мнение» // Социальная реальность. 2006. № 4. С. 125–141.
3. Белобрагин В. В. Социально-психологические проблемы имиджа как социального стереотипа и результата социальных установок // Вестн. Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2018, вып 1. С. 131–134. DOI: https://doi.org/10.25586/RNU.V9276.18.05.P.131
4. Ильюшкин В. В. Социальные стереотипы как концентрированное выражение социальной установки // Вестн. науки и образования. 2015, № 1. С. 87–92.
5. Колесникова Е. Ю. Социальное поведение в ракурсе классического и современного подходов в гуманитарном знании // Философия права. 2016, № 4 (77). С. 59–64.
6. Татарко К. И. Понятие социальной установки в системе научного знания социальной психологии // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2018, № 2. С. 83–88.
7. Hofstede G. Culture’s Consequences, Comparing Values, Behaviors, Institutions and Organizations across Nations. Thousand Oaks, California : Sage Publ., 2001. 596 p.
8. Schneider D. J. The Psychology of Stereotyping. New York ; London : Guilford Press, 2004. 704 p.
9. Каменская Е. Н. Гендерные стереотипы как социально-психологический феномен // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012, № 3. С. 255–257.
10. Малкина-Пых И. Г. Гендерная терапия. М. : ЭКСМО, 2007. 928 с.
11. Стефаненко Т. Г. Методы изучения этнических стереотипов [Электронный ресурс]. URL: http://psyfactor.org/lib/stereotype9.htm (дата обращения: 02.03.2020).
12. Евдокименко Н. А. Особенности социальных представлений педагогов и студентов педагогического вуза о современных младших школьниках // Современное начальное образование : проблемы и перспективы развития : материалы региональной науч.-практ. конф. / отв. ред. Е. В. Гордиенко. Красноярск: Красноярский гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2019. С. 18–20.
13. Мышкина М. С. Представления студентов-психологов о социальных ожиданиях учителей и школьников // Социальные явления. 2015. № 1 (3). С. 88–93.
14. Речкин И. С. Стереотипы и процессы стереотипизации в социальных системах (на примере системы школьного образования): дис. … д-ра филос. наук: 09.00.08. Ростов н/Дон, 2006. 334 с.
15. Хуторянская Т. В. Психолого-педагогические условия подготовки будущих педагогов к сотрудничеству с семьей школьника // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2016, № 4. С. 12-16.
16. Шилова В. С., Трикула Л. Н. Социально-экологический стереотип поведения учащихся как научная категория // Среднее профессиональное образование. 2011, № 4. С. 45–47.
17. Ткачева М. С. Особенности социально-психологических стереотипов у студентов педагогических специальностей // Психология обучения. 2014, № 11. С. 63–73.
18. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. СПб. : Питер, 2005. 480 с.

Опубликована: 
01.06.2020