Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Катькало К. Д. Особенности личностно-профессиональной самореализации педагогов-психологов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12, вып. 4. С. 357-372. DOI: 10.18500/2304-9790-2023-12-4-357-372, EDN: HBFGAQ

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 118)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159 .99
EDN: 
HBFGAQ

Особенности личностно-профессиональной самореализации педагогов-психологов

Авторы: 
Катькало Ксения Дмитриевна, Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина
Аннотация: 

Актуальность исследования определяется возрастающей ролью специалиста профессии «педагог-психолог» в образовательном процессе и необходимостью соответствия личности педагога-психолога современным требованиям системы образования. Цель: исследование типов и психологических предикторов личностно-профессиональной самореализации педагогов-психологов. Гипотеза: наличие характерных типов личностно-профессиональной самореализации педагогов-психологов, предикторами которых выступают параметры мотивационно-смысловой сферы, инструментально-стилевые характеристики личности, а также показатели саморегуляции и эмоциональной стабильности. Участники: педагоги-психологи (N = 164) образовательных учреждений г. Екатеринбурга и Свердловской области, из них 150 женщины и 14 – мужчины; возраст от 25 до 60 лет; 32,4% – стаж более 10 лет, 23,2% – от 5 до 10 лет, 44,4% – менее 5 лет. Методы (инструменты): для выявления особенностей самореализации педагогов-психологов применен многомерный опросник самореализации личности (С. И. Кудинов); для фиксации параметров мотивационно-смысловой сферы – «Тест смысложизненных ориентаций» (Д. А. Леонтьев); изучение инструментально-стилевых характеристик и показателей эмоциональной стабильности осуществлено посредством теста жизнестойкости (Е. Н. Осин, Е. И. Рассказова) и опросника волевого самоконтроля (А. Г. Зверков, Е. В. Эйдман); для оценки параметров профессионального развития применена методика исследования профессиональной идентичности (Л. Б. Шнейдер). Оценка успешности личностно-профессиональной самореализации осуществлена посредством шкалы удовлетворённости жизнью (E. Dinner, адаптация Д. А. Леонтьева, Е. Н. Осина) и методики диагностики субъективного благополучия личности (Р. М. Шамионов, Т. В. Бескова). Результаты: выделены характерные типы личностно-профессиональной самореализации педагогов-психологов, различающиеся особенностями выраженности ее структурных компонентов («позитивный», «негативный», «мнимый» и «перспективный»). Построены эмпирически подтвержденные модели взаимосвязи психологических характеристик и типов личностно-профессиональной самореализации педагогов-психологов по трем общим факторам – «осознанность жизни», «активная жизненная позиция» и «кризис профессионального развития». Выявлены предикторы личностно-профессиональной самореализации педагогов-психологов. Основные выводы: уточнены особенности личностно-профессиональной самореализации педагогов-психологов как субъектов образовательных отношений, определена роль личностных характеристик (мотивационно-смысловых, инструментально-стилевых, эмоциональных, ресурсных) в достижении личностно-профессиональной самореализации, лежащей в основе субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью педагогов-психологов в условиях современных трансформаций в системе образования. Результаты исследования могут быть использованы в целях разработки программ личностно-профессионального развития, профилактики кризисов профессионального развития, психологического сопровождения специалистов профессии «педагог-психолог» на разных этапах профессионального пути и личностного роста и других важных прикладных аспектов.

Список источников: 
  1. Митина Л. М. Личностно-профессиональное развитие педагога как стратегическая задача системы непрерывного образования // Педагог в контексте личностного и профессионального развития: реальность и перспективы \ под ред. Л. М. Митиной. М. ; Самара : Бахрах-М, 2022. С. 10‒25. EDN: TWEMQG
  2. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Самореализация человека в возрасте поздней зрелости как предиктор обеспечения профессиональной успешности // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2020. Т. 26, № 4 (201). С. 100‒114. https://doi.org/10.15826/izv1.2020.26.4.075 
  3. Кудинов С. И. Профессиональная самореализация педагогов на разных стадиях эмоционального выгорания. М. : Перо, 2022. 222 с. EDN: IKJXOQ
  4. Афанасенкова Е. Л. Профессиональная самореализация педагога: эффекты и детерминанты // Стратегические ориентиры современного образования : сб. науч. ст. Ч. 3. Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2020. С. 170‒174. https://doi.org/10.26170/Kso-2020-256
  5. Свидерская С. П., Шабашева Е. А., Игнатович Ю. О. Диагностика профессиональной самореализации педагогов // Калининградский вестник образования. 2021. № 4 (12). С. 12‒22. EDN: BEIRSL
  6. Федорова М. А. Образовательный продукт и самореализация // Вестник Института образования человека. 2021. № 1. Ст. 11. EDN: LAZMMY
  7. Кудинов С. И., Владимирова Ю.В. Роль профессиональной идентичности в самореализации психологов-педагогов // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2015. № 3. С. 30‒38. EDN: ULXZBT
  8. Белоусова С. С. Психологические особенности самореализации личности психологов // Социальное партнерство в деятельности психолога: теория и практика: сборник материалов Международной научно-практической конференции (Тольятти, 15–17 мая 2015 года). Тольятти : Издательство Тольяттинского государственного университета, 2015. С. 33‒39. EDN: WKRTXD
  9. Немолот Е. В. Особенности профессиональной самореализации педагогов-психологов в условиях малого города // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. С. 862. EDN: RVDANP.
  10. Владимирова Ю. В. Изучение психологических особенностей самореализации и профессиональной идентичности действующих психологов образования // Вестник Башкирского университета. 2015. № 2. С. 700–703. EDN: UCACSR
  11. Alahari U. Supporting socio-emotional competence and psychological wellbeing of school psychologists through mindfulness practice // Contemporary School Psychology. 2017. Vol. 21, iss. 2. P. 369–379. https://doi.org/10.1007/s40688-017-0154-x
  12. Schilling E. J., Randolph M., Boan-Lenzo C. Job burnout in school psychology: How big is the problem? // Contemporary School Psychology. 2018. Vol. 22, iss. 3. P. 324–331. https://doi.org/10.1002/pit.21931
  13. Афанасенкова Е. Л. Актуальные проблемы профессиональной самореализации личности на современном этапе развития образования // Человек в современном мире: кризис и глобализация / ред. И. Э. Соколовская. М. : Энциклопедист-Максимум, 2020. С. 355‒365. EDN: JESCYT
  14. Байлук В. В. Ценности профессиональной самореализации личности // Педагогическое образование в России. 2015. № 3. С. 19‒26. EDN: TWFIHD
  15. Гаврилова Е. А. Психодиагностическая методика «Тип и уровень профессиональной самореализации»: разработка, описание и психометрия // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2015. № 3. С. 19‒34. EDN: VAVKJX
  16. Костакова И. В., Белоусова (Григорьева) С. С. Психологическая основа профессиональной самореализации личности // Национальный психологический журнал. 2014. № 3 (15). С. 80–85. EDN: TPVJZF
  17. Овчарова Т. Н. Профессиональное саморазвитие человека как эволюция его субъектного потенциала // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2018. № 1 (49). С. 43‒53. EDN: YVOJAQ
  18. Демьянчук Р. В. Сопровождение профессиональной деятельности и личностно-професcионального развития педагогов: процессный подход // Педагогическийжурнал Башкортостана. 2022. № 1 (95). С. 66‒75. https://doi.org/10.21510/181732922022956675
  19. Martela F., Pessi A. B. Signifi cant work is about selfrealization and broader purpose: Defi ning the key dimensions of meaningful work // Frontiers in Psychology, 2018. Vol. 9. Article number 363. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.00363
  20. Белова Т. В. Формирование творческой самореализации будущего педагога как одно из условий адаптации к профессиональной педагогической деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5, № 2 (15). С. 27‒30. EDN: WFIPNV
  21. Шаврина К. Г., Рушина М. А. Изучение вопроса творческой самореализации личности // Человеческий капитал. 2018. № 7 (115). С. 158‒163. EDN: XTFEEP
  22. Горская Г. Б., Фомиченко Н. Г. Проблема раскрытия личностных ресурсов самореализации (на примере спортсменов высокой квалификации) // Теория и практика общественного развития. 2015. № 22. С. 303‒306. EDN: VBOAQR
  23. Плотникова Е. С., Гордеева В. В. Гендерные различия самореализации и самоактуализации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9, № 2 (31). С. 358–362. EDN: KQKHCS
  24. Кузьмина Н. В., ПаутоваЛ. Е., Жаринова Е. Н. Акмеология – основы профессионализма преподавателя в XXI веке : учеб. пособие : в 3 ч. СПб. : Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2018. 200 с.
  25. Бодалёв А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М. : Флинта ; Наука, 1998. 168 с.
  26. Реан А. А. Психология личности. СПб. : Питер, 2013. 288 с.
  27. Деркач А. А., СайкоЭ. В.Самореализация – основание акмеологического развития. М. ; Воронеж : МПСИ ; МОДЭК, 2010. 224 с.
  28. Катькало К. Д., Печеркина А. А. Теоретическая модель личностно-профессиональной самореализации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2022. № 2. С. 6‒19. https://doi.org/10.18384/2310-7235-2022-2-6-19
  29. Кудинов С. И., Крупнов А. И. Системная модель самореализации личности // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2008. № 1. С. 28‒36. EDN: IJFSYF
  30. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М. : Смысл, 2000. 18 с.
  31. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М. : Смысл, 2006. 63 с.
  32. Зверков А. Г., Эйдман Е. В. Диагностика волевого самоконтроля (опросник ВСК) // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции / ред. А. И. Зеличенко. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1990. С. 116‒124.
  33. Шнейдер Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М. : Московский психолого-социальный институт, 2007. 128 с. EDN: SWDCQD
  34. Осин Е. Н., Леонтьев Д. А. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 1 (155). С. 117‒142. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.1.06
  35. Шамионов Р. М., Бескова Т. В. Методика диагностики субъективного благополучия личности // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 60. С. 8. EDN: YLUVCH
  36. Иванова Т. Ю., Леонтьев Д. А., Осин Е. Н., Рассказова Е. И., Кошелева Н. В. Современные проблемы изучения личностных ресурсов в профессиональной деятельности // Организационная психология. 2018. Т. 8, № 1. С. 85‒121. EDN: URMPXW
Поступила в редакцию: 
22.07.2023
Принята к публикации: 
15.09.2023
Опубликована: 
25.12.2023
Краткое содержание:
(загрузок: 49)