Для цитирования:
Данилова Л. Н. Образовательный запрос поколения Альфа // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12, вып. 1. С. 58-67. DOI: 10.18500/2304-9790-2023-12-1-58-67, EDN: BMYWMV
Образовательный запрос поколения Альфа
Актуальность исследования объясняется потребностями современной науки и практики в понимании нынешнего поколения детей. В настоящее время распространяется мнение, что вслед за поколением Z, считавшимся современным, примерно с 2010 г. рождаются дети уже нового поколения, несколько отличающегося от него по условиям жизнедеятельности и общим характеристикам. Мы развиваем дискуссию по теме поколения Альфа, чтобы проблематизировать вопрос его образования, поскольку подавляющая часть этой когорты уже включена в систему дошкольного и начального образования. Цель: выявить современные вызовы в отношении системы образования, возникающие под влиянием особенностей нового поколения. В силу этого одной из задач исследования являлось определение таких психолого-педагогических особенностей Альфа. В основу методологической базы лег поколенческий подход к изучению поведения и обучения детей. В результате сделан вывод, что поколения Альфа и Z отличаются в силу большего влияния на культуру современных технологий: Альфа – первое поколение, уже с рождения живущее в цифровой среде, которое учится взаимодействовать с цифровыми устройствами в раннем возрасте (часто до развития речи). Установлено, что это условие определяет специфику детей Альфа как поколения. Теоретико-эмпирическим путем выявлено, что для него типичны креативность, любознательность, стремление к лидерству, активность и интерес к социальной повестке, а также ряд настораживающих характеристик – излишняя самоуверенность, повышенная возбудимость, неприятие правил. Показано, что эти особенности и жизнь в цифровой среде объясняют запрос Альфа к образованию. Раскрыты проблемы на пути разрешения возникших вызовов (философские, материально-финансовые, кадровые, методические).
- Strauss W., Howe N. Gen erations. New York : Harper Perennial, 1991. 318 p.
- Mannheim K. Das Problem der Generationen // Kölner Vierteljahreshefte für Soziologie. 1928. Jg. 7, H. 2. S. 157–185.
- Becker H. Dynamics of Cohort and Generations Research. Amsterdam : Thesis Publishers, 1992. 656 p.
- Радаев В. В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ // Социологические исследования (Социс). 2018. № 3. С. 15–33. https://doi:10.7868/S0132162518030029
- Шамис Е., Никонов Е. Теория поколений. Необыкновенный Икс. М. : Sуnergy Book, 2020. 192 с.
- Drugaş М. Screenagers or “Screamagers”? Current perspectives on Generation Alpha // Psychological thought. 2022. Vol. 15, no. 1. Р. 1–11. https://doi:10.37708/psyct.v15i1.732
- McCrindle M., Fell A. Generation Alpha. London : Headline Publishing Group, 2021. 352 р.
- Sladek S., Grabinger A. Gen Z: The fi rst generation of the 21st Century has arrived! Minnesota : XYZ University, 2018. 16 р.
- Francis T., Hoefel F. ‘True Gen’: Generation Z and its implications for companies // Consumer Packaged Goods. 2018. Vol. 1, no. 1. Р. 1–10.
- Bencsik A., Horváth-Csikós G., Juhász T. Y and Z Generations at workplaces // Journal of Competitiveness. 2016. Vol. 8, no. 3. P. 90–106. https://doi.org/0.7441/joc.2016.03.06
- Feiertag J., Berge Z. L. Training Generation N: how educators should approach the Net Generation // Education+Training. 2008. Vol. 50, no. 6. Р. 457–464. https://doi.org/10.1108/00400910810901782
- Woodman D. Generational change and intergenerational relationships in the context of the asset economy // Distinktion: Journal of Social Theory. 2022. Vol. 23, no. 1. Р. 55–69. https://doi.org/10.1080/1600910X.2020.1752275
- Turk V. Understanding Generation Alpha. London : Hotwire Consulting, 2017. 21 р.
- 69% детей начинают пользоваться гаджетами ещё в дошкольном возрасте. Hi-Tech.Mail.Ru. 2015. 18 июня. URL: https://hi-tech.mail.ru/news/ (дата обращения: 15.09.2022)
- The future's bright: The future's Gen Alpha. Beano Studios, 2019, Jun 20. URL: https://beanobrain.com (дата обращения: 15.09.2022).
- Bonchiș E. Generation Alpha. A great challenge for parents and teachers // Parenting from A to Z. 83 Challenging Themes for Today’s Parents / ed. G. Pânișoară. Iași : Polirom, 2022. Р. 125–131.
- 17. Generation ALPHA: Preparing for the future consumer. Wunderman Thompson Commerce, 2019. 24 р. URL: https://gertkoot.files.wordpress.com/2019/10/wtcgeneration-alpha-2019.pdf (дата обращения: 14.09.2022).
- Jha A. K. Understanding Generation Alpha // OSF Preprints. 2020. June 20. Р. 1–12. https://doi:10.31219/osf.io/d2e8g
- Gen Alpha: Generation Infi nite // Cassandra. 2022. July 11. URL: https://cassandra.co/ (дата обращения: 17.09.2022)
- Putri W. T. A., Umah R. Y. H. The improving of higherorder thinking skills as information fi lter for Alpha Generation // Al-Bidayah: Jurnal Pendidikan Dasar Islam. 2020. Vol. 12, no. 1. Р. 125–138. https://doi.org/10.14421/al-bidayah.v12i1.341
- Gomes Carneir C., De Velo Bezerra F., Oste G., Cremonezi G., Reis T. A., Graziano G. O. Study on the Alpha Generation and the refl ections of its behavior in the organizational environment // Quest Journals. Journal of Research in Humanities and Social Science. 2018. Vol. 5, no. 6. Р. 9–19.
- Carter C. M. The complete guide to Generation Alpha. The children of Millennials // Forbes. 2016. Vol. 21. December. Р. 74‒76.
- Apaydin Ç., Kaya F. An analysis of the preschool teachers’ views on Alpha Generation // European Journal of Education Studies. 2020. Vol. 6, no. 11. Р. 123–141. https://doi.org/10.46827/ejes.v0i0.2815
- Barkowitz D. 13 Things to know about the Alpha Generation // Adage. 2016. January 28. URL: https://adage.com/article/digitalnext/13-things-alpha-generation/302366 (дата обращения: 02.05.2022)
- Фомичева Е. Е. Виртуальные лабораторные работы в дистанционном обучении физике // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 1 (92). С. 64–69. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-192-64-69
- Rusman N. S., Ismail H. N., Syed Jaafar S. M. R. Demand of preschool education by Alpha generation on edutainment leisure in the city // International Journal of Built Environment and Sustainability. 2019. Vol. 6, no. 1-2. P. 121–128. https://doi.org/10.11113/ijbes.v6.n1-2.391