Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Суменков И. А. Критерии сформированности патриотизма и гражданственности у студентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 3. С. 278-283. DOI: 10.18500/2304-9790-2019-8-3-278-283

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 181)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
37.017

Критерии сформированности патриотизма и гражданственности у студентов

Авторы: 
Суменков Илья Алексеевич, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Целью исследования, представленного в статье, является разработка критериев патриотизма и гражданственности у студентов. Актуальность проведенного исследования подтверждается включением гражданско-патриотического воспитания в приоритетные направления молодежной политики в России. Предполагается, что разработка критериев целесообразна на основе структуры гражданско-патриотического воспитания (аксиологизация составляющих его понятий, расширение кругозора, приобретение опыта практической деятельности) и его основных направлений (социально-правовое, историко-краеведческое, духовно-нравственное, военно-спортивное). Определены три критерия – эмоционально-ценностный, информационно-познавательный, деятельностно-результативный. Для каждого из них представлена совокупность характеризующих показателей, согласованных с направлениями гражданско-патриотического воспитания. В зависимости от полноты выделенных показателей описаны три уровня сформированности патриотизма и гражданственности у студентов: высокий (оптимальный), средний (достаточный), низкий (недостаточный). Сделан вывод, что характеристики уровней дают кураторам основания наметить возможности влияния на процесс гражданского и патриотического воспитания студентов. Прикладной аспект проблемы представленного исследования заключается в возможности диагностировать уровень сформированности патриотизма и гражданственности у студентов и систематизировать воспитательную работу в вузе, ориентированную на развитие гражданско-патриотических качеств обучающихся. Выявленные показатели характеризуют мотивацию обучающихся, что может быть применено в образовательном процессе для индивидуализации их гражданско-патриотического роста. 

Список источников: 

1.  Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы : постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493  [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192149/ (дата обращения: 19.10.2019).

2.  Сериков В. В. Патриотическая позиция как вид личностного опыта : условия становления // Изв. Волгоград. гос. пед. ун-та. 2015. № 3 (98). С. 22–26.

3.  Чельцов М. В. Проблемы определения критериев сформированности гражданственности и патриотизма молодежи // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2016. Т. 6, № 2. С. 24–29.

4.  Шахова И. С. Гражданские установки личности : проблема диагностики // Вестн. Кемер. гос. ун-та. 2015. Т. 3, № 3. С. 259–262. 5.  Егоров И. В., Наумова Д. В. Гражданское мировосприятие личности и аттитюды патриотизма : теория и методы диагностики : учеб. пособие. М. : ИИУ МГОУ, 2018. 110 с.

6.  Воробьева Н. В. Педагогические модели воспитания патриотизма от ГОС ВПО до ФГОС ВО (на примере дисциплины «История») // Инновационное образование и экономика. 2016. Т. 1, № 21. С. 61–70.

7.  Пушкина Т. Ф. Эмоционально-ценностные аспекты гражданственности личности // Изв. Воронеж. гос. пед. ун-та. 2015. № 2. С. 213–216.

8.  Целуйкина Т. Г. Психологические детерминанты становления гражданственности студентов вуза // Азимут научных исследований : педагогика и психология. 2018. Т. 7, № 2. С. 421–425.

9.  Чернякова Н. В. Акмеологический подход к развитию гражданственности личности // Акмеология. 2015. № 3. С. 178–179.

10. Григорьева Е. В., Хакимова Н. Р., Левченко А. П. Патриотизм и тип ценностных ориентаций личности студентов вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 4. С. 201–208.

11.  Валеева Р. А., Королева Н. Е., Сахапова Ф. Х. Диагностика сформированности гражданственности у студентов вуза // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. С. 291.

12. Есина Е. А. К вопросу о разработке критериев личности патриота // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. 2008. № 2. С. 191–193.

13. Хазова С. А., Бегидова С. Н., Ахтаов Р. А. Формирование у студентов гражданственности как показателя их социально-личностного развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 17. С. 58–64 [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2017/870018.htm (дата обращения: 23.04.2019).

14. Макарова Е. А. Критериально-диагностическая программа по оценке уровня сформированности гражданско-патриотических ценностей будущих педагогов // Научный потенциал. 2013. № 4. С. 70–73.

15. Филипченко С. Н. Формирование патриотической культуры курсантов в военном вузе // Сборник конференций НИЦ «Социосфера». 2015. № 29. С. 247–250.

 

Опубликована: 
30.09.2019