Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Голованова А. А. К проблеме диагностики социальной креативности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 1. С. 7-12. DOI: 10.18500/2304-9790-2013-2-1-7-12

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 181)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316

К проблеме диагностики социальной креативности

Авторы: 
Голованова Анна Анатольевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Изложены результаты анализа возможных подходов к определению и диагностике социальной (коммуникативной) креативности личности и группы. Интерес к феномену социальной креативности породил проблему его выявления, фиксации, оценки или измерения. Отмечено отсутствие стандартизированных методик диагностики социальной креативности. Обосновывается возможность диагностики поведенческой креативности посредством использования косвенных методов, в основу которых кладется воссоздание, моделирование ситуаций общения, которые должны носить характер нестандартности, проблемности, конфликтности. Показано, что прямые количественные методы диагностики креативного общения сопряжены с необратимыми последствиями вмешательства исследователя в творческий процесс. Автор обращается к наиболее приемлемым вариантам диагностики коммуникативной креативности, предложенным И. Э. Стрелковой, в частности, к модифицированному варианту теста рисуночной фрустрации С. Розенцвейга. Представлены данные апробации модифицированного теста. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в психодиагностической практике психологических служб, а также в разработке тренинговых программ эффективности креативного общения.

Список источников: 

1. Пельц Д., Эндрюс Ф. Ученые в организациях // Scientists at organizations. М., 1973. 471 с.

2. Урбан К. К. Поощрение и поддержка креативности в школе // Иностранная психология. 1999. № 11. С. 41–51.

3. Стрелкова И. Э., Южанинова А. Л. Проблема творческого потенциала в межличностном общении студентов : материалы вторых Страховских чтений. Саратов, 1992. С. 117–120.

4. Голованова А. А., Стрелкова И. Э. Методика исследования взаимной связи нескольких показателей креативности // Вопр. практ. психологии. Вып. VI. Саратов, 1996. С. 81–82.

Опубликована: 
12.03.2013
Краткое содержание:
(загрузок: 76)