Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Еловская С. В., Черняева Т. Н. Интерактивное обучение в высшем образовании // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 1. С. 83-87. DOI: 10.18500/2304-9790-2019-8-1-83-87

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 108)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
378.1

Интерактивное обучение в высшем образовании

Авторы: 
Еловская Светлана Владимировна, Мичуринский государственный аграрный университет
Черняева Татьяна Николаевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

В статье обосновывается необходимость использования интерактивного обучения в системе высшего образования. Проанализировано содержание понятий «интерактивное обучение», «интерактивные формы и методы обучения». Описаны особенности использования интерактивных форм и методов обучения в образовательном процессе в вузе. Гипотезой исследования выступило предположение, что посредством использования интерактивного обучения достигается высокий уровень развития логического мышления. Определены основные интерактивные методы обучения, которые предполагают обращение к логическим приемам обучения, отражающим логические операции мышления от анализа до обобщения. Интерактивное обучение позволяет синтезировать разрозненные знания из разных отраслей научной мысли, выделять главную и наиболее важную информацию, уметь вести дискуссию, выражать свою точку зрения. Через призму системного, компетентностного, деятельностного, личностно ориентированного, аксиологического подхода проанализированы организационные формы обучения в вузе (интерактивные лекции, семинары). Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что интерактивное обучение в системе высшего образования способствует достижению междисциплинарных и метадисциплинарных результатов, что соответствует современным Федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования. Основные идеи исследования могут быть использованы в организации образовательного процесса высшего образования, а также в решении практических вопросов совершенствования российской системы образования.

Список источников: 

1. Суханова В. И. Компетентностный подход в образовании : задачи педагогической деятельности учителя начальной школы по введению ФГОС. URL: http://pandia.ru/text/77/275/20526.php (дата обращения: 10.10.2018).
2. Ступина С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе : учеб.-метод. пособие. Саратов, 2009. 52 с.
3. Протасова О. А. Модель взаимодействия организационных форм творческого обучения студентов филологов грамматическим явлениям английского языка (педагогический вуз) : дис. … канд. пед. наук. Мичуринск, 2006. 214 с.
4. Харламов И. Ф. Педагогика. М., 1990. С. 231–232.
5. Дубровина Л. А. Системный подход в организации взаимодействия субъектов образования // Психология обучения. 2017. № 2. С. 5 –11.
6. Камалеева А. Р. Системный подход в педагогике. URL: http://npo.tspu.edu.ru/files/npo/PDF/articles/kamaleyeva_a._r._13_23_3_9... (дата обращения: 10.10.2018).
7. Хуторской А. В. Деятельность как содержание образования // Народное образование. 2003. № 8. С. 107–114.
8. Лукьянова М. И. Формирование ценностного отношения педагога к личностно ориентированному образованию в процессе инновационной деятельности // Фундаментальные исследования. 2014. № 11 (ч. 3). С. 621–626.
9. Аксиологический подход в образовании : теория и практика : междунар. сб. науч. тр. / под общ. ред. М. И. Лукьяновой, Е. А. Лодатко. Черкассы ; Ульяновск, 2013. 504 c.
10. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе : учеб. пособие / сост. Т. Г. Мухина. Н. Новгород, 2013. 97 с.
11. Гончарова Н. А. Логический подход к формированию филологической компетенции студентов магистратуры педагогических вузов (на материале национальных вариантов английского языка) : автореф. дис. … д-ра пед. наук. Ярославль, 2011. 47 с.
12. Бердичевский А. Л. Оптимизация системы обучения иностранному языку в педагогическом вузе. М., 1989. 101 с.
13. Еловская С. В. Использование интерактивных образовательных технологий при обучении иностранному языку в вузе // Вестн. Тамб. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. 2018. Т. 23, № 176. С. 39–45.
14. Готлан Ю. А. О роли интерактивного обучения в подготовке бакалавра // GAUDEAMUS IGITUR. Томск, 2015. № 3. С. 20–22.
15. Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе : учеб. пособие для вузов М., 2002. 437 с.

Опубликована: 
28.02.2019