Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Белых Т. В. Индивидуально-психологические показатели зависимости личности от социальных сетей: интегративный подход // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12, вып. 3. С. 227-235. DOI: 10.18500/2304-9790-2023-12-3-227-235, EDN: LBHSOE

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 76)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.923.2
EDN: 
LBHSOE

Индивидуально-психологические показатели зависимости личности от социальных сетей: интегративный подход

Авторы: 
Белых Татьяна Викторовна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Актуальность. Изучение в сравнительном аспекте индивидуально-психологических особенностей личности с зависимостью и без зависимости от использования социальных сетей в студенческом возрасте с применением интегративного подхода позволяет обнаружить связь разноуровневых характеристик в структуре индивидуальности и выявить латентные, ресурсные возможности личности для осуществления психопрофилактики и психокоррекции данного типа аддикции. Цель: изучение индивидуальнопсихологических особенностей студентов, имеющих и не имеющих зависимости от использования социальных сетей с применением интегративного подхода. Гипотеза: характер интеграции психодинамических, личностных и социально-психологических свойств в структуре индивидуальности имеет специфические особенности у студентов вуза с выраженной зависимостью от использования социальных сетей. Участники. 154 студента 1–3-го курсов Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского в возрасте от 17 до 20 лет, средний возраст 18,6, SD = 0,61, среди них юношей 45%, девушек – 55%. Методы (инструменты): для выявления психодинамических свойств в структуре индивидуальности – опросник формально-динамических свойств индивидуальности (В. М. Русалов); для изучения личностных и социально-психологических свойств – фрайбургский личностный опросник, модифицированная форма «В» (И. Фаренберг, Х. Зарг, Р. Гампел, адаптация А. А. Крылова и Т. И. Ронгинской), методика диагностики стрессоустойчивости и социальной адаптации (Т. Холмс, Р. Раге), методика диагностики уровня невротизации (Л. И. Вассерман), опросник «Восприятие Интернета» (Е. А. Щепилина); для измерения степени зависимости личности от использования социальных сетей – опросник зависимости от социальных сетей (В. П. Шейнов, А. С. Девицын). Результаты: выявлены значимые различия в интеграции разноуровневых индивидуально-психологическихсвойств в структуре индивидуальности устудентов в сравниваемых выборках. Основные выводы: зависимость от использования социальных сетей проявляется у студентов симптомокомплексом характеристик – низкой психодинамической ресурсностью в коммуникативной сфере, высокой эмоциональностью и ее лабильностью, невротичностью, склонностью к депрессивным состояниям и психологическими затруднениями в реализации межличностной коммуникации. Независимость от использования социальных сетей сопровождается наличием моторной и коммуникативной выносливости на психодинамическом уровне интегральной индивидуальности, интровертированностью, высокой скоростьюинтеллектуальной переработки информации и усвоения коммуникативных навыков, а также общительностью на личностном уровне. Сравниваемые группы отличаются характером вклада психодинамических особенностей в проявление зависимости от использования социальных сетей, что может оказывать влияние на проявление общительности при контактном взаимодействии и определять склонность к чрезмерной погруженности в сетевую и интернет-коммуникацию. Данные могут быть использованы для оптимизации процесса интернет-коммуникации в учебных целях за счет понимания психодинамических оснований как причины предрасположенности студентов к формированию зависимости от коммуникации в социальных сетях, а также стать основой для разработки психологических развивающих и психопрофилактических программ, направленных на предупреждение данного вида аддикции.

Список источников: 
  1. Гронский И. А. Социально-философские основания активности интернет-аудитории в сетевой коммуникации: автореф. дис. … канд. филос. наук. Нижний Новгород, 2011. 27с.
  2. Пудикова А. А. Проблема трансформации индивидуальности в коммуникативном пространстве сетевого общества: автореф. дис. … канд. филос. наук. Томск, 2009. 25 с.
  3. Колмогорцева А. А. Психологические особенности личности как предикторы интернет-зависимости: автореф. дис. … канд. психол. наук. Челябинск, 2021. 27 с.
  4. Кибитов А. О., Чупрова Н. А., Гречаный С. В., Егоров А. Ю. Генетические маркеры риска интернетзависимости: связь с анамнестическими и клиническими характеристиками // Вопросы наркологии. 2020. № 7 (190). С. 66‒90. https://doi.org/10.47877/0234-0623_2020_07_66
  5. Корягина Т.М. Психологические предикторы интернет-зависимости студентов: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2019, 24 с.
  6. Трусова А. В., Гречаный С. В., Солдаткин В. А., Яковлев А. Н., Илюк Р. Д., Чупрова Н. А., Николишин А. Е., Понизовский П. А., Кибитов А. А., Вантей В. Б., Громыко Д. И., Долгих Н. Н., Ерофеева Н. А., Ильичев А. Б., Магомедова Е. А., Нечаева А. И., Пашкевич Н. В., Поздняк В. В., Семенова Ю. C., Сидоров А. А., Ханыков В. В., Хуторянская Ю. В., Крупицкий Е. М., Шмуклер А. Б., Егоров А. Ю., Кибитов А. О. Предикторы развития интернетаддикции: анализ психологических факторов // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. 2020. № 1. С. 72–82. https://doi.org/10.31363/2313-7053-2020-1-72-82
  7. Малыгин В. Л., Меркурьева Ю. А. Нейропсихологический профиль подростков с интернет-зависимым поведением // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23, № 4. С. 130‒137. https://doi.org/10.17759/cpp.2015230408
  8. Рабаданова А. И., Черкесова Д. У., Ашурбекова М. И. Особенности функциональной асимметрии при формировании интернет-зависимости // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 2, № 3. С. 96–100. EDN: YGXHTP
  9. Тайгибова З. А., Рабаданова А. И. Электрофизиологические показатели межполушарного профиля у младших школьников с интернет-зависимостью // Вестник психофизиологии. 2019. № 1. С. 29–36. EDN: GASRWL
  10. Dong G.-H., Wang M., Wang Z., Zheng H., Du X., Potenza M. N. Addiction severity modulates the precuneus involvement in internet gaming disorder: Functionality, morphology and effective connectivity // Progress in Neuro-Psychopharmacology and Biological Psychiatry. 2020. Vol. 98. Article no. 109829. https://doi.org/10.1016/j.pnpbp.2019.109829
  11. Lee D., Namkoong K., Lee J., Jung Y.-C. Dorsal striatal functional connectivity changes in Internet gaming disorder: A longitudinal magnetic resonance imaging study // Addiction Biology. 2021. Vol. 26, iss. 1. Article no. e12868. https://doi.org/10.1111/adb.12868 Epub 2019 Dec 30. PMID: 31886611.
  12. Егоров А. Ю., Чарная Д. И., Хуторянская Ю. В., Павлов А. В., Гречаный С. В. Интернет-зависимое поведение у подростков с психическими расстройствами // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. 2018. № 4. С. 35‒45. https://doi.org/10.31363/2313-7053-2018-4-35-45
  13. Зальмунин К. Ю., Менделевич В. Д. Профили аддикций как инструмент для сравнительной оценки химических и нехимических зависимостей // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2018. Т. 1, вып. 2. С. 3‒9. https://doi.org/10.17116/jnevro2018118123-9
  14. Пережогин Л. О. Интернет-зависимость в фокусе клинической психиатрии: итоги 20 лет клинических исследований // Образование личности. 2017. № 3. С. 19–33.
  15. Трусова А. В., Гречаный С. В., Поздняк В. В., Ильичев А. Б., Хуторянская Ю. В., Егоров А. Ю., Кибитов А. О. Психологические факторы риска интернет-зависимости: данные пилотного исследования здоровых молодых взрослых // Социальная и клиническая психиатрия. 2019. № 3. C. 23‒29.
  16. Chen T.-H., Hsiao R. C., Liu T.-L., Yen C.-F. Predicting effects of borderline personality symptoms and selfconcept and identity disturbances on internet addiction, depression, and suicidality in college students: A prospective study // Kaohsiung Journal of Medical Science. 2019. Vol. 35, no. 8. Р. 508–514. https://doi.org/10.1002/kjm2.12082
  17. Солдатова Г. У., Теславская О. И. Особенности межличностных отношений российских подростков в социальных сетях // Национальный психологический журнал. 2018. № 3 (31). С. 12‒22. https://doi.org/10.11621/npj.2018.0302
  18. Молчанова Л. Н., Ильина В. В. Особенности взаимосвязи социального интеллекта и склонности к интернет-зависимому поведению у студентов медицинского вуза // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2019. Т. 9, № 2 (31). С. 170‒184. EDN: JFIOOU
  19. Чебунина О. А. Социальные интернет-сети в процессе социализации современной молодежи: специфика влияния и социализационные риски: автореф. дис. … канд. социол. наук. Ростов н/Д, 2019. 34 с.
  20. He J., Pan T., Nie Y., Zheng Y., Chen S. Behavioral modifi cation decreases approach bias in young adults with internet gaming disorder // Addictive Behaviors. 2021. Vol. 113. Article no. 106686. https://doi.org/10.1016/j.addbeh.2020.106686
  21. ЯковлевА. Н., ЧупроваН. А., ВантейВ. Б., ДолгихН. Н., Трусова А. В., Кибитов А. О. Возрастные аспекты интернет–зависимости: сравнительный анализ лиц юношеского возраста и молодых взрослых // Вопросы наркологии. 2020. № 10 (193). С. 74‒88. https://doi.org/10.47877/0234-0623_2020_10_74
  22. Chen I.-H., Pakpour A. H., Leung H., Potenza M. N., Su J.-A., Lin C.-Y., Griffi ths M. D. Comparing generalized and specifi c problematic smartphone/internet use: Longitudinal relationships between smartphone application-based addiction and social media addiction and psychological distress // Journal of Behavioral Addictions. 2020. Vol. 9, iss. 2. Р. 410‒419. https://doi.org/10.1556/2006.2020.00023 
  23. Грачев Г. В. Формирование культуры личной информационной безопасности: проблема и перспективы // Психология интегральной индивидуальности в информационном обществе: сб. ст. II междунар. науч.-практ. конф. (Саратов, 23 апреля 2021 г.) / под ред. Т. В. Белых, Г. В. Грачева. Саратов : ИЦ «Наука», 2021. С. 10‒16. 
  24. Белых Т. В. Интегральная индивидуальность и проблема изучения ее аутентичности в информационном обществе // Психология интегральной индивидуальности в информационном обществе: сб. ст. II междунар. науч.-практ. конф. (Саратов, 23 апреля 2021 г.) / под ред. Т. В. Белых, Г. В. Грачева. Саратов : ИЦ «Наука», 2021. С. 7‒10.
  25. Kuss D. J., Kristensen A. M., O. Lopez-Fernandez. Internet addictions outside of Europe: A systematic literature review // Computers in Human Behavior. 2021. Vol. 115. Article no. 106621. https://doi.org/10.1016/j.chb.2020.106621
  26. Богомолова Е. И. Взаимосвязь личностных характеристик с особенностями активности пользователей социальных сетей интернета: дис. … канд. психол. наук. Краснодар, 2015. 232 с.
  27. Серый А. В., Паршинцева А. С. К проблеме формирования зависимости от социальных сетей у школьников подросткового возраста // Проблемы педагогики. 2016. № 9 (20). С. 12‒15. EDN: WKYGKR
  28. Гроголева О. Ю., Дронова А. А. Типология личности подростков, склонных к общению в социальных сетях // Активность и ответственность личности в контексте жизнедеятельности: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 300-летию г. Омска (Омск, 6–7 октября 2016 г.) / [редкол.: Л. И. Дементий (гл. ред.), А. Ю. Маленова (отв. ред.) и др.]. Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2016. С. 93‒95.
  29. Войскунский А. Е. Направления исследований опосредованной Интернетом деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2017. № 1. С. 51‒66. https://doi.org/10.11621/vsp.2017.01.52
  30. Шейнов В. П., Девицын А. С. Разработка надежного и валидного опросника зависимости от социальных сетей // Системная психология и социология. 2021. № 2 (38). С. 41‒55. https://doi.org/10.25688/2223-6872.2021.38.2.04
  31. Шейнов В. П. Зависимость от социальных сетей и характеристики личности: обзор исследований // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021. Т. 18, № 3. С. 607‒630. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-3-607-630
  32. Шейнов В. П., Девицын А. С. Трехфакторная модель зависимости от социальных сетей // Российский психологический журнал. 2021. Т. 18, № 3. С. 145‒158. https://doi.org/10.21702/rpj.2021.3.10
  33. Самсонова Н. Н. Взаимосвязь интернет-коммуникаций и социального поведения молодёжи: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2018. 28 с.
Поступила в редакцию: 
11.01.2023
Принята к публикации: 
15.06.2023
Опубликована: 
29.09.2023
Краткое содержание:
(загрузок: 33)