Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Волоченко В. С. Гетерохронность социального и личностного развития в ранней взрослости // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 4. С. 341-348. DOI: 10.18500/2304-9790-2013-2-4-341-348

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.923.2

Гетерохронность социального и личностного развития в ранней взрослости

Авторы: 
Волоченко Владимир Степанович, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка
Аннотация: 

В статье представлены результаты эмпирического исследования развития личности в ранней взрослости; рассмотрены хронологические границы и основные задачи развития личности этот период. Приведены теоретические аргументы и эмпирические доказательства выделения в зрелости человека двух аспектов: социальной и личностной зрелости; представлены критерии определения уровней социального и личностного развития человека. Применение психодиагностического инструментария – «Метод мотивационной индукции» Ж.Нюттена и «Самоактуализационного теста» (Л. Я.гозман и др.) на выборке респондентов в возрасте от 21 года до 25 лет, представленной студентами выпускных курсов учреждений высшего образования, позволило выявить, что социальное и личностное развитие в ранней взрослости подчиняется действию закона гетерохронности психического развития. Прикладной аспект исследуемой  проблемы  может  быть  реализован  в  организации  дополнительной  работы  в учреждениях  высшего  образования,  направленной  на  активизацию  личностного  развития студентов.

Список источников: 

1.  Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. 339 с.

2.  Калашникова И. Н. Проблема самоотношения в воз­расте ранней зрелости // Возрастная и педагогическая психология : эмпирические исследования: сб. науч. тр. молодых ученых. Минск, 1998. Вып. 1. С. 91–100.

3.  Карандашев  Ю.  Н. Функциональностадиальная модель онтогенетического развития // Адукацыя і вы­ хаванне. 1999. № 7. С. 34–42.

4.  Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых. М., 1985. 128 с.

5.  Марищук Л. В., Ивашко С. Г., Кузнецова Т. В. Психо­логия  развития  и  педагогическая  психология :  учеб.пособие. Минск, 2010. 231 с.

6.  Пиняева С. Е., Андреев Н. В. Личностное и професси­ональное развитие в период зрелости // Вопр. психо­логии. 1998. № 2. С. 3–10.

7.  Выготский Л. С. Собр. соч. : в 6 т. М., 1984. Т. 4. 432 с.

8.  Гаулд Р., Левинсон Д., Вейлант Дж.Ступени жизни :[по материалам журнала «Сайенс дайджест» (США)]// Наука и жизнь. 1977. № 2. С. 135–137.

9.  Моргун В. Ф., Ткачева Н. Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии : учеб. пособие. М.,1981. 81 с.

10. Ниемеля П. Развитие и нормальные кризисы взрослого человека. Проблемы психологии личности : сов.фин. симп. : сб. М., 1982. С. 133–139.

11. Ананьев Б. Г.О проблемах современного человекозна­ния. М., 1977. 380 с.

12. Кон И. С. Психология юношеского возраста : проблемы формирования личности: учеб. пособие. М., 1979. 175 с.

13. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984. 104 с.

14. Якобсон  П.  М. Психологические  компоненты  и  кри­терии становления зрелой личности // Психол, журн.1981. Т. 2, № 4. С. 141–150.

15. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980. 335 с.

16. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте :  психологическое  исследование.  М.,  1968. 464 с.

17. Братусь Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М., 1977. 64 с.

18. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / пер. с англ. Г. А. Балла, А. П. Попогребского ; под общ. ред. Г. А. Балла и др. М., 1999. 423 с.

19. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности: основные поло­жения, исследования и примечание: учеб. пособие для вузов / пер. с англ. СПб., 1999. 608 с.

20. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. 424 с.

21. Эриксон Э. Г. Идентичность : юность и кризис / пер. с англ. М., 1996. 342 с.

Опубликована: 
20.12.2013
Краткое содержание:
(загрузок: 10)