Для цитирования:
Рягузова Е. В. Герой как культурное означающее // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 2. С. 120-125. DOI: 10.18500/2304-9790-2014-3-2-120-125
Герой как культурное означающее
Представлен теоретический анализ роли Героя на личностном, социальном и культурном уровнях анализа; рассмотрены психологические теории и концепции, проблематизирующие взаимодействия Я и Другого; показана перспективность изучения образа Героя как этического и аксиологического стандарта, индикатора культурного уровня развития общества. Отмечено, что репрезентации Героя трансформируются под влиянием различных факторов, но при этом они всегда выступают в роли смыслового означающего, т. е. маркера культурного уровня развития общества в определенном историческом контексте. Применение специально разработанной анкеты в выборке, состоящей из 50 человек, позволило выявить ядро и периферическую систему социальных репрезентаций о Герое. Полученная структура свидетельствует о том, что хрестоматийное представление о Герое как человеке, поведение которого связано с экстремальными режимами деятельности, в настоящее время дополняется дискурсами справедливости и доброты, акцентирующими внимание на социальном порядке, социальной поддержке и межличностном понимании. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в программах по нравственноэтическому развитию и самоопределению личности, формированию ее гармоничной идентичности, социальнопсихологической и культурной компетентности.
- Hofstede G. Culture’s consequences: international differences in workrelated values. L., 1980. 475 р.
- Рягузова Е. В. Личностные репрезентации взаимодействия «Я – Другой» : социально-психологический анализ : дис. … дра психол. наук. Саратов, 2012. 470 с.
- Шамионов Р. М. Социализация личности: системно-диахронический подход // Психологические исследования : электронный журнал. 2013. Т. 6, № 27. С. 8. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 28.01.2014).
- Рягузова Е. В. Полисемичность образа Героя у современных подростков // Психология обучения. 2011. № 12. С. 37–47.
- Марцинковская Т. Д. Категория переживания в философии и психологии. М., 2004. 453 с.
- Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Культура как фактор общественного прогресса. М., 2009. 408 с.
- Магун В., Руднев М. Ценностный портрет россиян на европейском фоне. URL: http://demoscope.ru/weekly/2012/0503/tema05.php (дата обращения: 25.11.2013).