Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Рягузова Е. В. Герой как культурное означающее // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 2. С. 120-125. DOI: 10.18500/2304-9790-2014-3-2-120-125

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 19)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.6

Герой как культурное означающее

Авторы: 
Рягузова Елена Владимировна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Представлен  теоретический  анализ  роли  Героя  на  личностном,  социальном  и  культурном уровнях анализа; рассмотрены психологические теории и концепции, проблематизирующие взаимодействия Я и Другого; показана перспективность изучения образа Героя как этического и аксиологического стандарта, индикатора культурного уровня развития общества. Отмечено, что репрезентации Героя трансформируются под влиянием различных факторов, но при этом они всегда выступают в роли смыслового означающего, т. е. маркера культурного уровня развития общества в определенном историческом контексте. Применение специально разработанной анкеты в выборке, состоящей из 50 человек, позволило выявить ядро и периферическую систему социальных репрезентаций о Герое. Полученная структура свидетельствует о том, что хрестоматийное представление о Герое как человеке, поведение которого связано с экстремальными режимами деятельности, в настоящее время дополняется дискурсами справедливости и доброты, акцентирующими внимание на социальном порядке, социальной поддержке и межличностном понимании. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в программах по нравственноэтическому развитию и самоопределению личности, формированию ее гармоничной идентичности, социальнопсихологической и культурной компетентности.

Список источников: 
  1. Hofstede G. Culture’s consequences: international differences in workrelated values. L., 1980. 475 р.
  2. Рягузова Е. В. Личностные репрезентации взаимодействия «Я – Другой» : социально-психологический анализ : дис. … дра психол. наук. Саратов, 2012. 470 с.
  3. Шамионов Р. М. Социализация личности: системно-диахронический подход // Психологические исследования : электронный журнал. 2013. Т. 6, № 27. С. 8. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 28.01.2014).
  4. Рягузова Е. В. Полисемичность  образа  Героя  у  современных подростков // Психология обучения. 2011. № 12. С. 37–47.
  5. Марцинковская Т. Д. Категория переживания в философии и психологии. М., 2004. 453 с.
  6. Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Культура как фактор общественного прогресса. М., 2009. 408 с.
  7. Магун В., Руднев М. Ценностный портрет россиян на европейском фоне. URL:  http://demoscope.ru/weekly/2012/0503/tema05.php (дата обращения: 25.11.2013).
Опубликована: 
30.06.2014
Краткое содержание:
(загрузок: 12)