Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Орап М. О. Динамика развития внешней структуры речевого опыта личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 2. С. 186-193. DOI: 10.18500/2304-9790-2014-3-2-186-193

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 127)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.946.3

Динамика развития внешней структуры речевого опыта личности

Авторы: 
Орап Марина Олеговна, Восточноевропейский национальный университет имени Леси Украинки
Аннотация: 

Представлены  результаты  эмпирического  изучения  динамических  характеристик  речевого  опыта  личности.  В  разрабатываемой  нами  теоретической  концепции  речевого  опыта  личности последний рассматривается как система, суть которой процесс, продукт  обработки  и  представления  в  речевой  форме  результатов взаимодействия субъекта с окружающим, которое делает возможным и упорядочивает речевое освоение мира личностью. В  статье  проанализированы  результаты  исследования  внешней структуры  речевого  опыта  в  двух  возрастных  группах  –  детей младшего  школьного  возраста  (194  респондента)  и  периода «ранняя взрослость» (386 респондентов) с помощью метода факторного  анализа.  Изложены  основное  содержание  и  интерпретация полученных факторов. Результаты сравнения содержания факторов в двух возрастных группах позволяют обозначить динамику развития внешней структуры: развитие осуществляется путем  интеграции  –  объединения  отдельных  частей  в  единое целое, при этом части не механически сливаются друг с другом, а диалектически изменяются, приобретая новые качества. Генерализация отдельных частей приводит к появлению трех факторов во взрослом возрасте, которые обнаруживают четкую направленность на опосредование речевого освоения мира личностью. 

Список источников: 
  1. Chomsky N. Language & Thought. USA. N. Y., 1993. 96 p.
  2. Чепелєва Н. В. Проблеми психологічної герменевтики. Київ. 2004. 276 с.
  3. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб., 1999. 368 с.
  4. Холодная М. А. Психология понятийного мышления : от концептуальных структур к понятийным способностям. М., 2012. 288 с.
  5. Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. М., 1981. 232 с.
  6. Солсо Р. Л. Когнитивная психология. СПб., 2006. 589 с.
  7. Залевская А. А. Введение в психолингвистику. М., 2000. 328 с.
  8. Орап М. О. Теоретичний анализ категорий «мовленнєвий досвід особистості» // Гуманітарний вісник ДВНЗ «Переяслав Хмельницький державний педагогічний університет імені Григорія Сковороди». 2013. Вип. 29. С. 272–278. 
  9. Лактионов А. Н. Координаты индивидуального опыта. Харьков, 2010. 366 с.
  10. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., 1983. 160 с.
  11. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969. 214 с.
  12. Богуш А. М. Мовленнєвий розвиток дітей від народження до 7 років. Київ, 2010. 374 с.
  13. Гавриш Н. В. Розвиток мовленнєвотворчої діяльності в дошкільному дитинстві. Донецьк, 2001. 218 с.
  14. Похилько В. И., Федотова О. О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности // Вопр. психологии. 1984. № 3. С. 151–157.
  15. Анохин П. К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной систем. М., 1978. 400 с.
Опубликована: 
30.06.2014
Краткое содержание:
(загрузок: 76)