Для цитирования:
Орап М. О. Динамика развития внешней структуры речевого опыта личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 2. С. 186-193. DOI: 10.18500/2304-9790-2014-3-2-186-193
Динамика развития внешней структуры речевого опыта личности
Представлены результаты эмпирического изучения динамических характеристик речевого опыта личности. В разрабатываемой нами теоретической концепции речевого опыта личности последний рассматривается как система, суть которой процесс, продукт обработки и представления в речевой форме результатов взаимодействия субъекта с окружающим, которое делает возможным и упорядочивает речевое освоение мира личностью. В статье проанализированы результаты исследования внешней структуры речевого опыта в двух возрастных группах – детей младшего школьного возраста (194 респондента) и периода «ранняя взрослость» (386 респондентов) с помощью метода факторного анализа. Изложены основное содержание и интерпретация полученных факторов. Результаты сравнения содержания факторов в двух возрастных группах позволяют обозначить динамику развития внешней структуры: развитие осуществляется путем интеграции – объединения отдельных частей в единое целое, при этом части не механически сливаются друг с другом, а диалектически изменяются, приобретая новые качества. Генерализация отдельных частей приводит к появлению трех факторов во взрослом возрасте, которые обнаруживают четкую направленность на опосредование речевого освоения мира личностью.
- Chomsky N. Language & Thought. USA. N. Y., 1993. 96 p.
- Чепелєва Н. В. Проблеми психологічної герменевтики. Київ. 2004. 276 с.
- Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб., 1999. 368 с.
- Холодная М. А. Психология понятийного мышления : от концептуальных структур к понятийным способностям. М., 2012. 288 с.
- Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. М., 1981. 232 с.
- Солсо Р. Л. Когнитивная психология. СПб., 2006. 589 с.
- Залевская А. А. Введение в психолингвистику. М., 2000. 328 с.
- Орап М. О. Теоретичний анализ категорий «мовленнєвий досвід особистості» // Гуманітарний вісник ДВНЗ «Переяслав Хмельницький державний педагогічний університет імені Григорія Сковороди». 2013. Вип. 29. С. 272–278.
- Лактионов А. Н. Координаты индивидуального опыта. Харьков, 2010. 366 с.
- Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., 1983. 160 с.
- Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969. 214 с.
- Богуш А. М. Мовленнєвий розвиток дітей від народження до 7 років. Київ, 2010. 374 с.
- Гавриш Н. В. Розвиток мовленнєвотворчої діяльності в дошкільному дитинстві. Донецьк, 2001. 218 с.
- Похилько В. И., Федотова О. О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности // Вопр. психологии. 1984. № 3. С. 151–157.
- Анохин П. К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной систем. М., 1978. 400 с.