СООТНОШЕНИЕ САМООЦЕНКИ, УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ

Аннотация: 

С позиций субъектно-деятельностной теории С. Л. Рубинштейна и разработанного Е. И. Кузьминой рефлексивно-деятельностного подхода, выступивших методологической основой проведенного нами экспериментального исследования самооценки, уровня притязаний и ценностных ориентаций, уточнено психологическое содержание и обосновано диалектическое единство этих центральных феноменов личности, показаны эвристические возможности их комплексного исследования для более глубокого понимания развития личности. Приведены результаты наших экспериментальных исследований, свидетельствующие о том, что самооценка – компонент структуры сознания, с её помощью человек познает мир и себя в этом мире; адекватно высокая, константная самооценка является стержневой характеристикой личности и влияет на ее развитие; под влиянием успешной деятельности самооценка и уровень притязаний повышаются, при неудаче – понижаются; самооценка вместе с уровнем притязаний и ценностными ориентациями является регулятором деятельности. Высказывается предположение, что гармония в соотношении самооценки, уровня притязаний и ценностных ориентаций достигается через преодоление противоречий между ними. Аттрактором, обеспечивающим эту связь и меняющим соотношение между компонентами триады, является значимость. Приводятся авторские методики измерения самооценки, уровня притязаний и ценностных ориентаций с учетом компетенциальных способностей, апробированные на занятиях по психологии со студентами Ульяновского государственного педагогического института и курсантами Военного университета Министерства обороны РФ, а также в ходе эмпирического исследования сотрудников подразделений специального назначения. 

Библиографический список

1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. М., 1989. Т. 1. 488 с. ; Т. 2. 328 с. 

2. Пушкин А. С. Поэту // Полн. собр. соч. в одном томе. М., 2010. С. 12–14. 

3. Василенков Д., прот. Война : как выжить и победить. СПб., 2017. 76 с. 

4. Кузьмина З. В. Исследование особенностей самооценки личности в условиях успеха и неудачи : дис. … канд. психол. наук. М., 1973. 157 с. 

5. Баскакова И. Л., Кузьмина З. В. О динамике ценностных ориентаций студентов // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1971. № 2. С. 85–88. 

6. Кузьмина З. В. Исследование уровня притязаний (задание № 10). Исследование самооценки личности в условиях успеха и неуспеха на нейтральном для студентов материале по методике Ж. Нюттена (задание № 14) // Практические занятия по психологии / сост. Н. Б. Берхин, С. Ф. Спичак. М., 1972. С. 26–28, 32–34. 

7. Холмогоров В. А., Кузьмина Е. И. Самоэффективность в зеркале коллективного субъекта // Современные тенденции развития психологии труда и организационной психологии / отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев, А. Н. Занковский. М., 2015. С. 581–589.

8. Кузьмина Е. И. Рефлексивно-деятельностный анализ свободы личности : дис. … д-ра психол. наук. М., 1999. 459 с. 

9. Кузьмина Е. И., Холмогоров В. А. Референтность группы : учеб. пособие. М., 2011. 194 с. 

10. Кузьмина Е. И., Кузьмина З. В., Холмогоров В. А. Ядро коллектива и методы его изучения // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 4 (12). С. 326–330.

11. Пастернак Б. Малое собр. соч. СПб., 2011. 720 с.

12. Выготский Л. С. Психология искусства. Ростов н/Д,1998. 480 с. 

13. Франкл В. К. К духовной проблематике психотерапии // Франкл В. К. Логотерапия и экзистенциальный анализ : статьи и лекции. М., 2016. С. 17–34. 

14. Лурия А. Р. Психологическое наследие // Избр. тр. по общей психологии / под ред. Ж. М. Глозман и др. М., 2003. С. 295–383. 

15. Большой психологический словарь. 4-е изд. / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. М. ; СПб., 2009. 811 с. 

16. Пушкин А. С. К Чаадаеву // Полн. собр. соч. в одном томе. М., 2010. С. 27. 

17. Добрынин Н. Ф. Об активности сознания // Психология сознания / сост., общ. ред. Л. В. Куликов. СПб., 2001. С. 63–72. 

18. Дедопулос Т. Головоломки Альберта Эйнштейна. М., 2015. 255 с. 

Полный текст в формате PDF (на русском языке): 
Краткое содержание (на английском языке):