Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


ценностные ориентации

Взаимосвязь ценностных ориентаций личности и ее склонности к зависти

В статье приводятся результаты эмпирического исследования по выявлению межфункциональных связей между ценностными ориентациями с общим уровнем собственной зависти, с завистью к приобретениям, достижениям, качествам (по 17 предметам). Выделяются четыре группы ценностей в зависимости от характера взаимосвязей значимых/доступных ценностей с завистью. Обнаруживается взаимосвязь между показателем рассогласованности в мотивационно-личностной сфере и завистью.

Ценностные ориентации женщин России в различные исторические периоды

В статье рассматривается изменение набора ценностных ориентаций и социальных установок женщин России в различные исторические периоды, влияние социальной обстановки на формирование системы ценностных ориентаций женщин. Дается описание динамики становления и развития нового социального менталитета женщин России.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА (РЕГИОНАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД)

В данной работе мы постарались представить некий срез студенческой жизни, на протяжении всего периода обучения в вузе, разобраться в проблемах студенческой жизни с точки зрения самих студентов, а также «увидеть» портрет современного студента: его жизненные цели и ценности, идеалы и приоритеты, отношение к различным сторонам современной жизни.

Формирование ценностных ориентаций в театрализованной деятельности подростков

В статье рассматриваются особенности влияния театрализованной деятельности на формирование ценностных ориентаций подростков. Театрализованная деятельность анализируется на основе концепции деятельностного воспитания. В качестве факторов формирования ценностных ориентаций рассматриваются их источники, включенные во все «слои» взаимодействия подростков и педагогов в процессе подготовки театрализации.

Развитие этнокультурной толерантности подростков в условиях общеобразовательного процесса

Изложены результаты теоретического анализа проблемы развития этнокультурной толерантности подростков в условиях образовательного процесса. Показано, что этнокультурная толерантность является одной из основных ценностных ориентаций подростков. Описаны содержательные и процессуальные характеристики становления этнической толерантности личности в подростковом возрасте; выделены принципы, основные методы и формы её формирования в условиях общеобразовательного процесса.

Опыт применения активных групповых методов в изучении и развитии ценностных ориентаций

Изложены основные результаты применения авторской методики «20 000 дней» (игровой имитационной процедуры) в ходе работы с различными группами учащейся молодежи по развитию ценностных ориентаций. Показано, что проблема определения иерархии ценностных ориентаций имеет универсальный характер в различных культурах. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в диагностической и в развивающей работе социального психолога.

Особенности ценностных ориентаций и социальных установок подростков, склонных к суицидальному поведению

Изложены результаты теоретического и эмпирического исследований системы ценностей и социальных установок подростков, склонных к суицидальному поведению. В качестве концептуальной основы изучения взаимосвязей ценностных ориентаций и социальных установок выступает диспозиционная система личности. Автор приходит к выводу, что неспособность реализации внутреннего напряжения во внешнем окружении приводит к его направленности на внутренний мир, что объясняет склонность к суицидальному поведению и повышает вероятность проявления суицидального поведения у подростков.

Особенности профессионального самоопределения учащихся на этапе подготовки к профильному обучению

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью разработки научно обосно ванных программ психолого-педагогического сопровождения учащихся общеобразовательной школы в условиях предпрофильной подготовки. Цель исследования – выявление особенностей профессионального самоопределения учащихся на этапе завершения основного общего образования и подготовки к профильному обучению.

Взаимосвязь гармоничности ценностных ориентаций и социальной зрелости

Представлены результаты корреляционного исследования, целью которого является изучение взаимосвязи между гармоничностью ценностных ориентаций и социальной зрелостью. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение, что гармоничность ценностных ориентаций тесно связана с различными аспектами социальной зрелости (социальным статусом, экономическим статусом, личностной зрелостью). Эмпирическая база исследования составила 357 человек (мужчины и женщины в возрасте 18–30 лет, из них 178 женщин и 169 мужчин).

Соотношение самооценки, уровня притязаний и ценностных ориентаций личности

С позиций субъектно-деятельностной теории С. Л. Рубинштейна и разработанного Е. И. Кузьминой рефлексивно-деятельностного подхода, выступивших методологической основой проведенного нами экспериментального исследования самооценки, уровня притязаний и ценностных ориентаций, уточнено психологическое содержание и обосновано диалектическое единство этих центральных феноменов личности, показаны эвристические возможности их комплексного исследования для более глубокого понимания развития личности.