САМООЦЕНКА И Я-КОНЦЕПЦИЯ КАК ФАКТОРЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ

Аннотация: 

Представлены результаты исследования, проведенного с целью изучения личностных факторов, определяющих особенности межличностных отношений подростков, становление которых является важнейшей задачей их возрастного развития. Показа- но, что процесс формирования самооценки и Я-концепции под- ростков происходит в контексте их социально-психологического развития и детерминирован системой межличностных отноше- ний. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке подростков 12–14 лет (n = 85). Исполь- зовались методики: тест «Диагностика межличностных отноше- ний» Т. Лири; опросник «Изучение особенностей Я-концепции» Е. Пирса и Д. Харриса в адаптации А. М. Прихожан; анкета для учащихся по выявлению уровня самооценки Р. В. Овчаровой. Обоснована и доказана гипотеза о том, что самооценка под- ростков и связанные с ней представления о себе в структуре Я-концепции обусловлены особенностями их межличностных отношений. Выявлены взаимосвязи самооценки подростков с типом межличностных отношений и со структурными компонен- тами Я-концепции. Установлено, что у подростков доминирует авторитарный тип межличностных отношений, а в структуре Я-концепции факторами, влияющими на самооценку и на тип отношений подростков с окружающими, являются внешность, физическая привлекательность, общение, популярность среди сверстников, уверенность в себе и тревожность. В практиче- ском аспекте результаты исследования представляют интерес для психологов образования, учителей и родителей при решении задач формирования личности, конструктивных межличностных отношений среди подростков.

DOI: 
10.18500/2304-9790-2017-6-4-356-360
Библиографический список

1. Курбанова З. С. Проблема развития самооценки лич- ности подростка под влиянием взаимоотношений со сверстниками // Изв. Юж. федер. ун-та. Технические науки. 2006. № 13. С. 91–94. 2. ГапоноваС. А., РомановаЭ. Н. Развитие «Я-концепции» у детей подросткового возраста // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 2 (33). С. 10-12. 3. Практическая психодиагностика / ред.-сост. Д. Я. Рай- городский. Самара, 2001. 672 с. 4. Прихожан А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. М., 2007. 56 с. 5. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996. 352 с.

Полный текст в формате PDF (на русском языке): 
Краткое содержание (на английском языке):