Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Матяш Н. В., Павлова Т. А., Поздняков Г. В. Механизмы психологической защиты и ее доминирующие стратегии в общении у старшеклассников и студентов-первокурсников // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12, вып. 1. С. 49-57. DOI: 10.18500/2304-9790-2023-12-1-49-57, EDN: EBYUTU

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 271)
Полный текст в формате PDF(En):
(загрузок: 42)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
159.922.6
EDN: 
EBYUTU

Механизмы психологической защиты и ее доминирующие стратегии в общении у старшеклассников и студентов-первокурсников

Авторы: 
Матяш Наталья Викторовна, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского
Павлова Татьяна Александровна, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского
Поздняков Георгий Валерьевич, Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского
Аннотация: 

Актуальность исследования механизмов психологической защиты обусловлена их значимостью в развитии саморегуляции личности, важностью для практики обучения и воспитания старшеклассников и студентов. Цель: выявить и сопоставить особенности психологической защиты и доминирующих стратегий в общении старшеклассников и студентов-первокурсников. Теоретический анализ проблемы показал ее недостаточную изученность. Гипотеза: психологическая защита у старшеклассников и студентов имеет сходный характер, поскольку их можно отнести к одной возрастной группе. Выборка: старшеклассники общеобразовательных школ (n = 50, возраст 16–17 лет, из них 30 юношей и 20 девушек) и студенты первого курса вуза (n = 100, возраст 17–19 лет, из них 65 юношей и 35 девушек), г. Брянск. Применялись методики «Индекс жизненного стиля» («Life Style Index») (Р. Плутчик, Г. Келлерман, Х. Р. Конте) и «Диагностика доминирующей стратегии психологической защиты в общении» (В. В. Бойко). Полученные результаты свидетельствуют, что проявление разных типов психологической защиты и их доминирующих стратегий в общении у двух групп испытуемых имеет схожий характер. Статистически значимых различий между показателями (по t-критерию Стьюдента) также не найдено, что подчеркивает принадлежность испытуемых к одному психологическому возрасту – юношескому. Установлено, что центром психологической защиты у старшеклассников являются механизмы регрессии и замещения, устудентов – замещения. Показано также, что в юношеском возрасте преобладают такие стратегии психологической защиты, как миролюбие и избегание. Выявлены значимые корреляционные взаимосвязи неконструктивных стратегий защиты в общении и незрелых, неадаптивных видов психологической защиты у старшеклассников и студентов. Полученные результаты способствуют более полному пониманию закономерностей саморегуляции поведения старших школьников и студентов-первокурсников, могут быть использованы в консультативной и психокоррекционной работе психолога, а также в практике обучения и воспитания старшеклассников и студентов.

Список источников: 
  1. Психология: словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М. : Политиздат, 1990. 494 с.
  2. Cramer P., Porcerelli J. Defense Mechanisms // Encyclopedia of Mental Health. 2nd ed. / ed.-in-chief H. S. Fri edman. Netherlands, Elsevier Inc., 2016. P. 13‒17. https://doi.org/10.1016/B978-0-12-397045-9.00020-3
  3. Фрейд А. Эго и механизмы психологической защиты / пер. с нем. М. : Астрель АСТ ; Харвест, 2008. 159 с.
  4. Бассин Ф. В. Проблема «бессознательного». М. : Медицина,1968. 468 с.
  5. Никольская И. М., Грановская Г. М. Психологическая защита у детей. СПб. : Речь, 2006. 252 с.
  6. Романова Е. С., Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. Мытищи : Издательство «Талант», 1996. 144 с. 
  7. Plutchik R., Kellerman H., Conte H. R. A Structural Theory of Ego Defenses and Emotions // Izard C. E., ed. Emotions in Personality and Psychopathology. Emotions, Personality, and Psychotherapy. New York, Plenum Press, 1979. P. 229–257. https://doi.org/10.1007/978-1-4613-2892-6_9
  8. Cramer P. The Development of Defense Mechanisms. Theory, Research, and Assessment. New York : Springer-Verlag New York Inc., 1991. 338 p. https://doi.org/10.1007/978-1-4613-9025-1
  9. Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха ; пер. с англ. 2-е изд. М. : Питер, 2003. 1094 с.
  10. Vaillant G. E., Bond M., Vaillant C. O. An empirically validated hierarchy of defense mechanisms // Archives of General Psychiatry. 1986. Vol. 43, iss. 8. P. 786‒794. https://doi.org/10.1001/archpsyc.1986.01800080072010
  11. Матяш Н. В., Павлова Т. А. Возрастная психология. Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. 268 с. https://doi.org/10.23681/578503
  12. Пономарева И. В. Защитно-совладающее поведение в подростковом и юношеском возрасте // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 2. С. 150‒157. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-2-150-157
  13. Гладышев Ю. В. Взаимосвязь психологических защит и уровня субъективного контроля у студенток НГУЭУ // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 2. С. 130‒134.
  14. Слабожанина Е. О. Взаимосвязь механизмов психологических защит и акцентуаций характера у студентов // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 73-8. С. 37‒41. https://doi.org/10.18411/ lj-05-2021-302
  15. Nasiri M., Donyavi R., Dousti Y. The mediating role of defensive mechanisms in the delationship between social phobia and alexithymia in university students // Journal of Holistic Nursing and Midwifery. 2020. Vol. 30, iss. 4. P. 247‒254. https://doi.org/10.32598/jhnm.30.4.2041
  16. Waqas A., Rehman A., Malik A., Muhammad U., Khan S., Mahmood N. Associaton of ego defense mechanisms with academic performance, anxiety and depression in medical students: A mixed methods study // Cureus. 2015. Vol. 7, iss. 9. Article number e337. https://doi.org/10.7759/cureus.337
  17. Кондрашихина О. А. Защитные механизмы и копингстратегии студентов с разным уровнем толерантности к неопределенности // Modern Science. 2021. № 3-2. С. 424‒429. EDN: IHIPOE
  18. Александров И. Ю., Уфимцева В. М. Особенности психологических защит и стратегий совладающего поведения у студентов-спортсменов // Физическая культура, спорт и здоровье молодежи: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (26 окт. 2018 г.) / науч. ред. К. В. Чедов. Пермь : Perm University Press, 2018. С. 6‒11.
  19. Соболев В. И., Попов М. Н. Структура психологической защиты у студентов-гуманитариев в условиях относительной социальной изоляции (коронавирусной пандемии) // Гуманитарные науки. 2021. № 1 (53). С. 157‒165. EDN: TTJPHO
  20. Кирова И. О. Механизмы психологические защиты и копинг-стратегии у студентов-юристов с разным уровнем самооценки // Психолого-педагогическая подготовка будущих учителей: история, методология и технологии: материалы межвуз. конф. (с междунар. участием), г. Москва, 14‒16 декабря 2018 г. / отв. ред. Л. В. Попова. М. : МПГУ, 2019. С. 288‒293.
  21. Дубровина С. В., Кожевина А. П. Психологические защиты студентов старших и младших курсов в период экзаменационной сессии // Философия здоровья: интегральный подход: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. И. А. Борисова, Т. А. Вороновой, А. В. Завьялова. Иркутск : ИГМУ, 2019. С. 79‒86.
  22. Курусь И. А. Использование психологических защит студентами в процессе переживания кризисов на первом году обучения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2019. № 4 (39). С. 39‒44. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2019-4-39-44
  23. Манвелян Н. Г., Мозговая Н. Н. Особенности механизмов психологической защиты старшеклассников с разным уровнем суверенности психологического пространства // Психология обучения. 2017. № 9. С. 60‒71.
  24. Рагузина Е. Д. Корреляты психологических защит и акцентуаций характера старшеклассников // Акмеология. 2017. № 3 (63). С. 43‒46.
  25. Логвинова Т. Г., Жарких Н. Г. Взаимосвязь психологических защит старшеклассников и студентов и стратегий поведения в конфликте // Образование и общество. 2020. № 5 (124). С. 115‒125.
  26. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие. Самара : Бахрах-М, 2011. 672 с.
Поступила в редакцию: 
01.08.2022
Принята к публикации: 
13.09.2022
Опубликована: 
31.03.2023
Краткое содержание:
(загрузок: 37)