Образец для цитирования:

Толочек В. А. Феномен «ресурсы»: топос и хронос в актуализации условий внешней среды как ресурсов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 3. С. 250-?. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-3-250-260


Феномен «ресурсы»: топос и хронос в актуализации условий внешней среды как ресурсов

Аннотация: 

Цель исследования: изучение связей между мерой социальной успешности людей в зрелом возрасте и условиями социальной среды (пространственными характеристиками) и темпоральными характеристиками их актуализации (использования, порождения, присвоения) как ресурсов. Гипотеза: условия социальной среды, актуализируемые как ресурсы на разных временных этапах социального становления субъекта, имеют разную значимость для представителей разных социальных групп. Методы и методики: исследовательская методика (анкета «Стиль жизни»); методы параметрической статистики (описательная статистика, корреляционный, факторный, дискриминантный, множественный регрессионный анализ, t-сравнение). Новизна результатов проведенного исследования: общая выборка (представителей трех профессий – бухгалтеров, частных предпринимателей, менеджеров в возрасте от 30 до 55 лет; N = 218) многократно разделялись на две-три подгруппы по разным критериям. В качестве критериев деления были как очевидные социально-демографические и профессионально-должностные характеристики (пол, возраст, состояние в браке, отсутствие или наличие детей, стаж работы и семейной жизни, занимаемая должность, профессия, место жительства и др.), так и их производные («быстрота карьеры», «семейность»). Во всех случаях (при каждом разделении общей выборки на подгруппы) выявлены различия между выделяемыми социальными группами (по полу, возрасту, профессии, должности и пр.) в значимости тех или иных условий среды и времени их актуализации для успешности самореализации людей в сфере труда (в профессии, в карьере) и семьи. Выводы: условия социальной среды, актуализируемые как ресурсы на разных временных ́ этапах социального становления субъекта, имеют разную значимость для представителей разных социальных групп. Переменными, по которым различия между выделяемыми социальными группами достигали уровня статистической значимости, были: состояние в браке, наличие и число детей, место рождения, образование и занимаемая должность отца и матери, признание роли отца и матери в становлении своего профессионализма, признание роли мужчин, женщин, руководителей, рабочих коллективов, обстоятельств, науки. Условия социальной среды неравнозначны в отношении разных проявлений социальной успешности людей; в отношении большей части значимых условий социальной среды не выявлены линейные зависимости.

Библиографический список

1. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания : диагностика и профилактика. СПб., 2005. 194 С.

2. Журавлева Н. И. Роль представлений о внесубъектных и интрасубъектных ресурсах в становлении профессионала : автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2014. 24 с.

3. Леонтьев Д. А. Личностный потенциал как объект изучения // Личностный потенциал : структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. М., 2011. C. 5–11.

4. Марков В. Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка. М., 2001. 278 с.

5. Толочек В. А., Журавлева Н. И. Динамика актуализации ресурсов субъекта на протяжении профессиональной карьеры // Психол. журн. 2015. Т. 36, № 1. С. 91–107.

6. Толочек В. А. Стили деятельности : ресурсный подход. М., 2015. 366 с.

7. Толочек В. А. Профессиональная карьера как социально-психологический феномен. М., 2017. 262 с.

8. Хазова С. А., Дорьева Е. А. Ресурсы субъекта : теория и практика исследования. Кострома, 2012. 230 с.

9. Diener E., Fujita F. Resources, personal strivings, and subjective well-being : A nomothetic and idiographic approach // Journal of Social Psychology. 1995. Vol. 68, № 5. P. 926–935.

10. Matheny K. B., Aycock D. W., Curlette W. L., Junker G. N. The coping resources inventory for stress : A measure of perceived resourcefulness // Journal of Clinical Psychology. 1993. Vol. 49, № 6. P. 815–830.

11. Taylor Sh. E. Health Psychology. N.Y., 1995. 296 p.

12. Бочарова Е. Е. Самоопределение личности как субъекта профессиональной социализации // Проблемы социальной психологии личности : межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 2012. Вып. 10. С. 121–128.

13. Шамионов Р. М., Григорьева М. В. Психология социальной активности молодежи : проблемы и риски. Саратов, 2012. 384 с.

14. Шамионов Р. М., Григорьева М. В. Психология субъективного благополучия и социальной активности личности. Саратов, 2014. 196 с.

15. Капцов А. В. Личностное и интеллектуальное развитие студентов в условиях учебной группы современного вуза. Самара, 2011. 214 с.

16. Колесникова Е. И. Личностные и ценностные аспекты саморегуляции субъектов образовательного процесса в вузе // Вестн. Самар. гуманит. акад. Сер. Психология. 2012. № 1 (11). С. 9–26.

17. Лактионова А. И. Жизнеспособность и социальная адаптация подростков. М., 2017. 236 с.

18. Махнач А. В. Жизнеспособность человека и семьи : социально-психологическая парадигма. М., 2016. 459 с.

19. Постылякова Ю. В. Семейные ресурсы и индивидуальная жизнеспособность кандидатов в замещающие родители // Жизнеспособность человека : индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты / отв. ред. А. В. Махнач, Л. Г. Дикая. М., 2016. С. 425– 440.

20. Нартова-Бочавер С. К., Терюшкина Ю. Ю. Образ будущего у людей с разным прошлым (лонгитюдное исследование проживания кризиса юности) // Принцип развития в современной психологии / под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. М., 2016. С. 439–457.

21. Сергиенко Е. А. Современные идеи развития в психологии // Принцип развития в современной психологии / под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. М., 2016. С. 84–115.

22. Толочек В. А. Феномен «ресурсы» : стадии и ситуации актуализации условий среды как ресурсов // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 1 (21). С. 15–22.

23. Гусельцева М. С. Принцип развития в психологии : вызовы полипарадигмальности и трансдисциплинарности // Принцип развития в современной психологии / под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. М., 2016. С. 31–51.

24. Марцинковская Т. Д. Принцип развития в дискурсе персонологической и возрастной психологии // Принцип развития в современной психологии / под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. М., 2016. С. 116–134.

Полный текст в формате PDF (на русском языке):