УДК: 
155.99

ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

Аннотация: 

Эмпирическая обусловленность эволюции человеческого мышления приводит к тому, что при изучении психики предметом ее исследования становится феноменологическая данность психических процессов, состояний и т.п., в то время как процессуальная сторона психики, порождающая психические процессы, состояния и т.п., в предмет исследования не попадает. Ставится проблема: какими должны быть методологические предпосылки, которые позволяли бы строитьизучение разных психических феноменов с единых методологиче ских позиций – как разных проявлений единой по своей природе психики. В качестве решения этой проблемы предлагается использовать основные положения экопсихологического подхода к развитию психики: психика как форма бытия, отношение «человек – среда (внешняя, внутренняя)» и типы взаимодействия между компонентами этого отношения. В этом контексте рассмотрены гносеологическая и онтологическая парадигмы изучения психики. Описаны стадии становления субъектности в континууме «активность – деятельность» (на примере двигательной активности детей дошкольного возраста).

Библиографический список

1.  Миракян А. И. Контуры трансцендентальной психологии: в2 кн. М., 1999‒2004. Кн. 1. 208 с. Кн. 2. 324 с.

2.  Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972. 576 с.

3.  Запорожец А. В. Избранные психологические труды: 2 т. М., 1986. 296 с.

4.  Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. СПб., 2012. 288 с.

5.  Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в2 т. М., 1980. Т. 1., 232 с. Т. 2. 288 с.

6.  Панов В. И. Введение в экологическую психологию: учеб. пособие. М., 2006. 184 с.

7.  Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988. 464 с.

8.  Ошанин Д. А. Предметное действие и оперативный образ. М., 1999. 512 с.

9.  А. И. Миракян и современная психология восприятия: сб. материалов науч. конф. (Москва, 30 ноября – 1 декабря2010 г.) / под общ. ред. Н. Л. Мориной, В. И. Панова, Г. В. Шуковой. М. ; Обнинск, 2010. 580 с.

10.  Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996. 544 с.

11.  Михайлов Ф. Т. Порождающий процесс восприятия/ под ред. А. И. Миракяна// Вопр. психологии. 1993. №11. С. 181‒183.

12.  Панов В. И. Экологическая психология: опыт построения методологии. М., 2004. 197 с.

13. Экопсихологические взаимодействия на разных этапах онтогенеза: кол. монография/ под общей ред. В. И. Панова, Ш. Р. Хисамбеева. М. ; СПб., 2013. 384 с.

14. Панов В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб., 2007. 352 с.

15. Панов В. И. Экопсихологические взаимодействия:виды и типология: научная статья// Социальная психология и общество. 2013. №3. С. 13‒27.

16. Панов В. И., Никольская А. В. Экопсихологическая модель межвидового взаимодействия в группе «человек– домашнее животное» // Эволюционная и сравнительная психология в России: традиции и перспективы/ под ред. А. Н. Харитонова. М., 2013.С. 219‒226.

17. Панов В. И., Капцов А. В. Взаимосвязь межличностных отношений и экопсихологических типов взаимодействия// Известия Самарского науч. центра РА Н. 2012. Т. 14, №2(5), С. 1219‒1227.

18. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д, 1996. 477 с.

19. Рубцов В. В. Основы социальногенетической психологии. М. ; Воронеж, 1996. 384 с.

20. Абульханова К. А. О субъекте психической деятельности. М., 1973. 288 с.

21. АбульхановаСлавская К. А. Проблема определения субъекта в психологии// Субъект действия, взаимодействия, познания. Психологические, философские, социокультурные аспекты. М. ; Воронеж, 2001.С. 36‒53.

22. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта.М., 1994. 109 с.

23. Зинченко В. П., Небылицин В. Д. Большой психологический словарь/ сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб., 2004. С. 328.

24. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М. ; Воронеж, 1997. 448 с.

25. Лекторский В. А. Субъект. Объект. Познание. М., 1980. 358 с.

26. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в2 т. М., 1983. Т. 1. 392 с. Т. 2. 320 с.

27. Небылицин В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976. 336 с.

28. Осницкий А. К. Проблемы исследования субъектной активности// Вопр. психологии. 1996. №1. С. 5‒19.

29. Петровский В. А. Субъектность// Психологический лексикон: энцикл. словарь: в6 т. Социальная психология/ ред.сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского. М., 2005. С. 88‒89.

30. Сайко Э. В. Субъект действия в реализации«сознательного существования бытия» и формирования исторического содержания социальной эволюции//Субъект действия, взаимодействия, познания. Психологические, философские, социокультурные аспекты. М. ; Воронеж, 2001. С. 8‒30.

31. Позднякова Г. П. Двигательная активность как условие и фактор развития субъектности детей дошкольного возраста: дис. … канд. психол. наук. М., 2006. 137 с.

32. Панов В. И., Позднякова Г. П., Хисамбеев Ш. Р., Лидская Э. В. Двигательная активность как системная детерминанта общего психического развития детей дошкольного возраста// Системная организация и детерминация психики/ под ред. В. А. Барабанщикова. М., 2009. С. 396‒419.

33. Панов В. И. От активности к становлению деятельности, от субъекта к становлению субъектности (теоретический анализ) // Проблемы и перспективы социальной психологии образования: материалы междунар. науч. конф. : в2 ч. (Саратов, 26‒27 окт. 2010 г.). Саратов, 2010. Ч. 1. С. 13–27.

34. Селезнева М. В. Взаимодействие субъектов образовательной среды военного вуза как условие развитиясубъектности курсантов: дис. … канд. психол. наук. М., 2011. 220 с.

35. Панов В. И., Плаксина И. В. Модель становления

субъекта педагогической деятельности// Человек,

субъект, личность в современной психологии: материалы междунар. конф., посвященной80летию

А. В. Брушлинского: в3 т. / отв. ред. А. Л. Журавлев,

Е. А. Сергиенко. М., 2013. Т. 1. С. 304‒307. 

Полный текст в формате PDF (на русском языке): 
Краткое содержание (на английском языке):