Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Мустафина Л. Ш. Осознаваемое и слабо осознаваемое в социальных представлениях молодежи о совести // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 4. С. 343-345. DOI: 10.18500/2304-9790-2014-3-4-343-345

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 75)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.6

Осознаваемое и слабо осознаваемое в социальных представлениях молодежи о совести

Авторы: 
Мустафина Лилия Шаукатовна, Институт психологии РАН
Аннотация: 

Исследование направлено на изучение социальных представлений учащейся молодежи о совести. Применение двух взаимодополняющих  методов  исследования  социальных  представлений позволяет выявить как осознаваемые и рациональные суждения молодых людей о совести, так и слабо сознаваемые смыслы и ассоциации,  связанные  с  феноменом  совести.  Результаты  показали, что ядро представлений молодежи о совести содержит положительно окрашенные категории, как в осознанном, так и в слабо осознанном виде. Однако в слабо осознаваемых представлениях о совести чаще наблюдаются элементы с негативной эмоциональной окраской. Метод П. Вержеса показывает тенденцию изменения ядра представлений данной социальной группы в будущем. Было выявлено, что наряду с позитивными категориями в ядро могут войти категории с негативной эмоциональной нагрузкой («угрызения совести», «мучения», «отсутствие совести»), что свидетельствует об угрозе ухудшения состояния нравственного сознания молодежи в будущем.

Список источников: 

1. Петухов Н. И. Структура индивидуального морального сознания // Личность : этические проблемы. М., 1979. С. 37–49.

2. Николаичев Б. О. Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном поведении личности. М., 1976. 96 с.

3. Емельянова Т. П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. М., 2006. 400 с.

4. Пащенко-де Превиль Е. Карьера в понимании молодежи : сравнительный анализ социальных представлений российских и французских студентов // Вопр. психологии. 2012. № 4. С. 48–61.

5. Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1993. 431 с.

Опубликована: 
17.12.2014
Краткое содержание:
(загрузок: 59)