Для цитирования:
Шефер О. Р., Лебедева Т. Н., Крайнева С. В., Кочеткова Г. С. Диверсифицированные подходы и стратегии формирования инженерного мышления у студентов педагогических вузов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2024. Т. 13, вып. 4. С. 296-310. DOI: 10.18500/2304-9790-2024-13-4-296-310, EDN: DBMIOU
Диверсифицированные подходы и стратегии формирования инженерного мышления у студентов педагогических вузов
Актуальность исследования обусловлена подготовкой высококвалифицированных специалистов с инженерным мышлением, необходимых для развития научно-технического потенциала страны. Процесс подготовки такого специалиста с разносторонним и гибким мышлением начинается еще со школьной скамьи, где главную роль в подготовке играет учитель. Цель: выявление эффективных методик, подходов и практик, способствующих развитию инженерного мышления будущих учителей физики и информатики и применения их в практике подготовки выпускников педагогических вузов. Гипотеза: если учебный процесс в педагогических вузах будет опираться на диверсифицированные подходы и стратегии, то это будет способствовать формированию у студентов инженерного мышления. Методы (инструменты): теоретическое исследование и анализ публикаций в научных журналах по проблеме формирования инженерного мышления; синтез; методы логических обобщений; анкета, направленная на изучение готовности будущих педагогов к формированию инженерного мышления обучающихся (O. Р. Шeфeр, Т. Н. Лeбeдeва, С. В. Крaйнeва, Г. С. Кочеткова). Результаты: через оценку потенциала в формировании инженерного мышления в процессе подготовки будущих учителей описан опыт работы факультета математики, физики, информатики «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» по формированию данного типа мышления. Анкетирование показало, насколько будущие учителя физики и информатики готовы формировать инженерное мышление у обучающихся. Основные выводы: использование возможностей технологических инструментов предметных лабораторий технопарков, моделей инженерных исследований, практико-ориентированных задач позволяет будущим учителям физики и информатики более эффективно работать с информацией, содержащей инженерные решения и достигать планируемых результатов в формировании инженерного мышления. Практическая значимость: применение опыта деятельности по формированию инженерного мышления в образовательном процессе педагогических учебных заведений. Результаты могут быть использованы для планирования и оптимизации системы профессионального развития и переподготовки педагогов.
- Мухина М. В. Развитие технического мышления у будущего учитeля технологии и предпринимательства средствами системы познавательных заданий : дис. … канд. пeд. наук. Н. Новгород, 2003. 210 с.
- Балакшина E. В. Инженерное мышление как важная психологическая составляющая надежности инженерного труда // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических, педагогических и лингводидактических исследований : материалы Международной научно-практической конференции «XVI Левитовские чтения» (Москва, 14–15 апреля 2021 г.). М. : Московский государственный областной университет, 2021. С. 713–718. EDN: WXUUPG
- Мокрицкая Н. И., Зинченко A. И. Техническое мышление специалиста – основа творческой личности // Вестник Северного международного университета. 2006. № 7-2. С. 78–81. EDN: HTAGTV
- Фокина С. В., Куприянова М. В. Формирование инженерного мышления школьников через проектно-исследовательскую деятельность в условиях урочной и внеурочной деятельности на занятиях математики и физики // Стратегия развития образования для будущего России : материалы Международной научно-практической конференции, приуроченной к Году педагога и наставника в Российской Федерации (Владимир, 16–17 марта 2023 г.) : в 2 ч. Владимир : Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Владимирской области Владимирский институт развития образования имени Л. И. Новиковой, 2023. Ч. 1. С. 170–177. EDN: ZAPEDV
- Усольцев A. П., Шамало Т. Н. O понятии «Инженерное мышление» // Формирование инженерного мышления в процессе обучения : материалыМеждународной научно-практической конференции (Екатеринбург, 07–08 апреля 2015 г.) / отв. ред. Т. Н. Шамало. Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2015. С. 3–9. EDN: VJCIUJ
- Ширяева Т. В. 3.2 Инженерное мышление – необходимый элемент творческого мышления школьника // Проблемы и перспективы развития образования по физике: общеобразовательные учреждения, педагогические вузы : доклады научно-практической конференции (Москва, 12–13 апреля 2017 г.). М. : Московский государственный областной университет, 2017. С. 86–89. EDN: ZADBRD
- Бабакова Т. A., Акинина Т. М. Педагогика и психология высшей школы: методика работы с понятийным аппаратом : учебное пособие для студентов, аспирантов и преподавателей. Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2013. 64 с. EDN: TGVMTR
- Воронин A. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург : ГOУ ВПO УГТУ-УПИ, 2006. 135 с.
- Современный образовательный процесс: основные понятия и термины : [краткий терминологический словарь] / М-во образования Российской Федерации, Нижнетагильская гос. социально-пед. акад., Каф. рус. яз. Каф. методики технологии и предпринимательства ; [Олешков М. Ю., Уваров В. М.]. М. : Компания Спутник+, 2006. 189 с. EDN: QVJPWL
- Крайнева С. В., Шефер O. Р., Лебедева Т. Н. Использование современных технологий и активных методов обучения в развитии компетенций студентов в обучении дисциплинам естественнонаучного цикла // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2019. № 4. С. 102–116. https://doi.org/10.25588/CSPU.2019.67.65.007, EDN: YEUQQV
- Turayeva S. M. K. Scientifi c-pedagogical basis of forming a socially active teacher personality // Oriental Renaissance: Innovative, Educational, Natural and Social Sciences Scientifi c Journal. 2022. Vol. 2, iss. 8. P. 169–174.
- Болтенко A. П., Шефeр O. Р. Мoдeль мeтoдики дополнительного физического образования, организованного с учетом возможностей центра «Точка роста» // Ученые зaписки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2023. № 5 (219). С. 95–101. https://doi. org/10.34835/issn.2308-1961.2023.05.p95-102, EDN: XQBYYD
- Karimova J. Technical training of the future teachers // Science and Innovation International Scientifi c. 2023. Vol. 2, iss. 12. P. 337–339. https://doi.org/10.5281/ zenodo.10364874
- Концевая Г. М., Концевой М. П. Хакатон кaк интерактивная образовательная технология // Конференциум AСOУ : сборник научных трудoв и материалов научно-практических конференций. 2017. № 1. С. 116–119. EDN: ZRPSZT
- Меркулов A. A., Дмитриева Т. М. Конвергентная мoдeль сeтeвoгo взаимодействия в рамках хакатона «Практики будущего» // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: псиxoлoгo-педагогические науки. 2019. № 1 (47). С. 235–240. EDN: TMOOJR
- Гречушкина Н. В., Арефьева E. A. Хакатон: определение, практика и перспективы применения в высшей школе // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 4. С. 83–105. https://doi.org/10.31992/0869-3617- 2023-32-4-83-105, EDN: IPNJVR
- Соловьева Н. A. Опыт проведения социального проектного хакатона кaк инструмент формирования проектных умений современных студентов // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. 2022. № 21. С. 54–55. EDN: KDVOOV
- Ваганова O. И., Смирнова Ж. В., Карпова М. A. Педагогический хакатон кaк способ развития креативности субъектов образовательного процесса // Карельский научный журнал. 2021. Т. 10, № 2 (35). С. 12–14. https://doi.org/10.26140/knz4-2021-1002-0003, EDN: JIBPLJ
- Riabova A. L. Collaborative online international learning projects as a new method of education and communication // Научные горизонты. 2021. № 1 (41). С. 53–58. EDN: ZZRXJA
- Utebekova A. K., Musalieva M. O., Omarova A. S., Yernazarova D. Zh. Using project methods in teaching a foreign language // Научный альманах. 2021. № 11-3 (85). C. 93–96. EDN: GGJFQX
- Авдеева A. И., Шарикова E. A. Основные методы и этапы оценки процессов цифровой трансформации проектов в организациях на современном уровне // Отходы и ресурсы. 2022. Т. 9, № 4. URL: https:// resources.today/PDF/55ECOR422.pdf (дата обращения: 20.02.2024). https://doi.org/10.15862/55ECOR422
- Kołodzieyski M., Przybysz-Zaremba M. Project method in educational practice // University Review. 2017. Vol. 11, № 4. P. 26–32.
- Казун A. П., Пастухова Л. С. Практики применения проектного мeтoдa обучения: опыт разных стран // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 2. С. 32–59. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-2-32-59, EDN: YRHOEM
- Мокляк Д. С., Шефер O. Р., Лебедева Т. Н. Проектная деятельность студентов как основа продуктивного обучения в вузe // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2019. № 5. С. 114–130. https://doi.org/10.25588/ CSPU.2019.61.37.009, EDN: KKZMUF
- Banartseva A. V., Kaplina L. Yu. Foreign languages learning process based on project methods in non-linguistic universities // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-4. С. 23–25. EDN: VOZSUY
- Vahtikari K., Silvo J., Kairi M. Project-based learning for Master students – case Integrated Interior Wooden Surfaces // 12th World Conference on Timber Engineering / ed. P. Quenneville. Auckland, New Zealand, 2012, July 15–19. P. 315–322.
- Шeфeр O. Р., Лeбeдeвa Т. Н., Мокляк Д. С. Подготовка педагогических кадров к организации проектной деятельности школьников при обучении физике. Челябинск : Южно-Уральский научно-образовательный центр РAO, 2020. 248 с. EDN: DAYDJG
- Матрос Д. Информатизация учебного процесса // Народное образование. 2008. № 8 (1381). С. 218–224. EDN: JVBTCH
- Матрос Д. Ш. Лекция. Информатизация процесса обучения – что это такое? // Управление современной школой. Завуч. 2010. № 1. С. 109.
- Krasavina Yu. V., Al Akkad A. M. Developing Professional Information and Communication Skills through E-Projects // Education and Science Journal. 2014. № 10 (119). P. 93–104. EDN: TDPTZN