Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Лаврентьева З. И. Возврат детей из замещающих семей как социально-педагогический феномен // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 3. С. 278-282. DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-3-278-282

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 75)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья

Возврат детей из замещающих семей как социально-педагогический феномен

Авторы: 
Лаврентьева Зоя Ивановна, Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Актуальность исследования возвратов детей из замещающих семей обусловлена ростом числа отказов приемных родителей от воспитания в своей семье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проблема заключается в том, что остаются неизученными процессы, происходящие с ребенком и семьей в ситуации возврата; не вполне ясна сама сущность возвратов как педагогического феномена; не раскрыты противоречия и ресурсы возвращения ребенка из замещающих семей. Целью статьи является обоснование педагогической сущности такого нового феномена современной действительности, как возврат ребенка из замещающей семьи. По сравнению с юридическим фактом прекращения договора о воспитании в приемной семье ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, возврат в педагогическом смысле означает отказ приемных родителей от совместного проживания при сохранении отношений, объективно возникающих между семьей и приемным ребенком. Отмечено, что возврат развивается по своим законам, носит процессуальный характер, обладает противоречивостью и закрытостью, возникает в связи с причинами психологического характера, имеет ярко выраженные показатели снижения ресурсности приемной семьи для развития ребенка. Это позволяет рассматривать возврат как разрешение кризиса между актуальными ожиданиями родителей и латентными потребностями ребенка. Автор обосновывает идею, что возврат открывает поиск новых возможностей для расширения поля самоопределения и дальнейшего развития ребенка при условии перемещения его в более ресурсную замещающую семью

Список источников: 

1. Mulheir G., Browne K. De-institutionalising and transforming children’s services : a guide to good practice. Birmingham, 2007. 94 p.

2. Котли П. Новые приемные родители. Первый опыт / пер. с англ. Н. И. Ивановой. СПб., 1999. 115 с.

3. Капилина М. В., Панюшева Т. Д. Приемный ребенок : жизненный путь, помощь и поддержка. М., 2015. 432 с.

4. Проблема сиротства в современной России : психологический аспект / отв. ред. А. В. Махнач, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. М., 2015. 670 с.

5. Фещенко М. В. Подростковый возраст какфактор риска возникновения угрозы возврата // Приемная семья в диалоге с социумом : потребности, ответственность, ресурс : сб. материалов : региональный опыт, интересные практики, рассказы приемных родителей. М., 2016. С. 157–165.

6. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. В. Дмитриева. М., 2003. 1578 с.

7. Синкевич А. Ю., Гусарова Н. В. Работа по предотвращению возвратов и минимизации последствий // Особый ребенок в приемной семье и в учреждении : социализация, интеграция, общественное мнение : сб. материалов : региональный опыт, интересные практики, рассказы приемных родителей. М., 2015. С. 281–293.

8. Митерева О. Возврат приемного ребенка : в 3 ч. Ч. 2 (причины и профилактика). URL: http://adoptlaw.livejournal.com/18246.html (дата обращения: 5.02.2017).

Опубликована: 
28.08.2017