Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия Акмеология образования. Психология развития

ISSN 2304-9790 (Print)
ISSN 2541-9013 (Online)


Для цитирования:

Кленова М. А. Условия преодоления дискриминационных установок в современном обществе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 4. С. 331-337. DOI: 10.18500/2304-9790-2020-9-4-331-337

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 92)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
316.62

Условия преодоления дискриминационных установок в современном обществе

Авторы: 
Кленова Милена Александровна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Аннотация: 

Актуальность выполненного исследования обусловлена необходимостью формирования теоретико-практических знаний и технологий, позволяющих проанализировать условия преодоления дискриминационных установок в современном обществе. Цель исследования, представленного в статье, заключается в системном анализе условий преодоления дискриминационных установок в современном обществе. Гипотеза исследования содержит предположение о том, что для выделения условий преодоления дискриминационных установок необходимо всестороннее изучение условий формирования с последующим поиском способов их трансформации. Установлено, что к условиям формирования дискриминационных установок относятся культурно-исторические основания, социальная среда, средства массовой информации, государственная политика и т. д. Выделены такие условия, как: прекращение конфликтного взаимодействия, поиск общих или близких по смыслу точек соприкосновения оппонентов, снижение интенсивности негативных эмоций, обеспечение эффективного обсуждения проблемы и выбор оптимальной стратегии разрешения конфликта, основанного на сформированных дискриминационных установках. Сужение предметного поля исследования условий возникновения и, как следствие, преодоления дискриминационных установок через поведение личности в конфликте позволит выделить две группы – внутренние и внешние условия формирования и реализации дискриминационных установок. К внутренним относятся предубеждения, или стереотипы когнитивного или эмоционального плана, а к внешним – реальные действия во взаимодействии с аутгруппой по реализации уже сформированных предубеждений. Сформулирована иерархическая система преодоления дискриминационных условий, включающая четыре основных компонента, где первое звено – формирование социокультурной идентичности как понимание и ценность принадлежности к собственной группе, второе –закрепление социокультурной компетентности как системы знаний и представлений о Других, третье – формирование социокультурных ценностей по отношению к Другим, четвертое – формирование социокультурной толерантности, которая включает в себя идентичность, компетентность и социокультурные ценности.

Список источников: 
  1. Барабанщиков В. А. Системный подход в структуре психологического познания // Методология и история психологии. 2007. Т. 2, вып. 1. С. 86–99.
  2. Кленова М. А. Характеристики объектов дискриминационных установок в молодежной среде // 21 век: фундаментальная наука и технологии : материалы XVIII междунар. науч.-практ. конф. North Charleston, 24–25 декабря 2018 г. Morrisvill, NC, USA : Lulu Press, 2018. С. 115–117.
  3. Кленова М. А. Этническая специфика дискриминационных установок // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 2. С. 157–162. DOI:  https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019- 8-2-157-162
  4. Шамионов Р. М., Григорьева М. В. Взаимосвязь дискриминационных установок личности и социальнодемографических характеристик, социально-политических и социально-экономических предпочтений // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 4. С. 326–332. DOI:  https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-4-327-332
  5. Бочарова Е. Е. Содержательные характеристики «предметного поля» дискриминационных установок // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15, № 3. С. 308–322. DOI:  https://doi.org/10.22363/2313-1683-2019-16-3-359-376
  6. Бочарова Е. Е. «Внешний облик Другого» в структуре дискриминационных установок личности // Внешний облик в различных контекстах взаимодействия : материалы Всероссийской науч. конф. Ростов-на-Дону, 28–30 октября 2019 г. / под общ. ред. П. Н. Ермакова, В. А. Лабунской, Г. В. Серикова. Ростов н/Д : Кредо, 2019. С. 250–252.
  7. Бескова Т. В. Особенности восприятия субъектами гендерных и возрастных дискриминационных установок по отношению к ним // Человеческий капитал. 2019. № 12 (132). С. 221–228. DOI:  https://doi.org/10.25629/HC.2019.12.24
  8. Усова Н. В. Содержательные характеристики дискриминационных установок по возрасту // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2018. № 8. С. 2643 [Электронный ресурс]. URL: http://www.emissia.org/offline/2018/2643.htm (дата обращения: 02.06.2020).
  9. Тарасова Л. Е. Взаимосвязь трансспективы личности с дискриминационными установками // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2020. № 3 (181). С. 535–540. DOI:  https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2020.3
  10. Григорьева М. В. Дискриминационные установки личности и поведение в конфликте // Страховские чтения : сб. науч. тр. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2018. Вып. 26. С. 52–56.
  11. Григорьева М. В. Теоретический анализ проблемы реализации дискриминационных установок личности в поведении // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 3. С. 305–310. DOI:  https://doi.org/10.18500/1819-7671-2018-18-3-305-31012
  12. Марцинковская Т. Д., Киселева Е. А. Социализация и аккультурация в транзитивном пространстве // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 62. С. 10 [Электронный ресурс]. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 02.06.2020).
  13. Константинов В. В. Стратегии социально-психологической адаптации мигрантов // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. № 2 (46). С. 294–304. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-sotsialno-psihologicheskoy-a... (дата обращения: 12.06.2020).
  14. Аполлонов И. А., Берберян А. С. Проблема субъектности человека в пространстве социокультурных детерминант // Южно-российскийжурнал социальных наук. 2018. Т. 19, № 3. С. 47–57. DOI:  https://doi.org/10.31429/26190567-19-3-47-57
  15. Хухлаев О. Е., Александрова Е. А., Гриценко В. В., Константинов В. В., Кузнецов И. М., Павлова О. С., Рыжова С. В., Шорохова В. А. Идентификация с религиозной группой и этнонациональные установки буддистской, мусульманской и православной молодежи // Культурноисторическая психология. 2019. Т. 15, № 3. С. 71–82. DOI:  https://doi.org/10.17759/chp.2019150308
  16. Коломийченко Л. В., Груздева И. В. Социокультурная компетентность : ее культурологические аспекты, сущность, подходы к определению // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1–1. С. 1585 [Электронный ресурс]. URL: https://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=19433 (дата обращения: 12.06.2020).
  17. Зарединова Э. Р. Теоретическое осмысление понятия «социокультурные ценности» // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 47–1. С. 86–94.
  18. Пузиков В. Г., Тимофеев А. Ф. Социокультурная толерантность как важнейший фактор межцивилизационной коммуникации // Наука о человеке : гуманитарные исследования. 2009. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnayatolerantnost-kak-vazhn... (дата обращения: 09.06.2020).
Опубликована: 
21.12.2020